Ненужные вещи на пути в Освенцим

 

Яркие картины непреходящего ужаса

 

Композитор, искусствовед, художник, заслуженный деятель искусств Украины Зорий Файн написал вторую картину диптиха, посвященного теме Холокоста.

 

Первая называлась "Ненужные вещи на пути в Освенцим". Вот что о ней пишет сам автор:

"В основу работы легла знаменитая фотография из Бундесархива. Но я хотел подчеркнуть особо: вещи евреев, а может, и их бесценные души — яркие, пламенные, полные жизни — в эту эпоху оказались никому не нужными, и мир упорно делал вид, что их и не было вовсе".

Эта картина была посвящена 73-летию освобождения концентрационного лагеря и лагеря смерти Аушвиц. Этот день — 27 января — установлен ООН, как Международный день памяти жертв Холокоста. Символично, что замок на воротах Освенцима сбил майор Анатолий Шапиро, немалая часть родственников которого сгорела в огне Шоа.

Аушвиц после 27 января 1945 г. Фото: Wikipedia / Bundesarchiv

Из Википедии: около 1,4 млн человек, из которых около 1,1 млн составляли евреи, были умерщвлены в Освенциме в 1941—1945 годах. В то же время по оценке историка Г. Д.

Комкова в статье в Большой советской энциклопедии общее число жертв составило свыше 4 млн человек. Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

* * *

Вторая картина диптиха называется "Jedem das Seine (Каждому своё). Ворота Бухенвальда".

"Suum cuique" (лат.) — фраза, произнесенная еще Цицероном как символ высшей справедливости, в ХХ веке появилась на воротах концлагеря Бухенвальд в переводе на немецкий: «Jedem das Seine» — «Каждому свое».

— Не слишком ли празднично? — реакция первого зрителя.

— Есть две самые страшные страницы моей истории в ХХ веке: Малый и Большой Холокост. В огнях обоих пострадала лично и моя семья. Все имена вписаны в книгу памяти рода "Бе-Сията де-Шмайя" и навеки хранятся в синагогах, архивах, библиотеках, в т.ч. в Яд ва-Шем.

Вот, например, мой дед Дувыд Файн. Его отца Хаима зарубили во время погрома в 1919-м, а мать Бейла погибла в концлагере в 1941-м. Но никогда я не встречал более жизнелюбивого человека, чем мой дед. Равно как никогда он не заикался, каким образом он стал круглым сиротой.

Жизнь — это настоящий праздник. И ворота Бухенвальда как бы растаяли в свете огня тех душ, которые за эти ворота больше никогда в своей жизни не вышли…

Блог автора — zoriy.blogspot.com