Землю бросает то в жар, то в холод

Землю бросает то в жар, то в холод — таким капризам природы ученые дали название «нервный климат»

Наверное, главная тема, которую обсуждали в праздники — погода. В Америке — снежные бураны. Но это бывает не так редко. А вот снег в Сахаре третий год подряд — явление нечастое. А как же глобальное потепление? Ну, у нас-то, в России, оно заметно. 

Прошлый год оказался у нас самым теплым за всю историю наблюдений, а это почти 140 лет. По некоторым климатическим моделям как раз Россия может стать центром потепления. В нашей европейской части, и особенно в Западной Сибири, температуры вырастут больше всего. Глобальное потепление, конечно, есть.

Но так часто бывало и раньше. Климатологи научились оценивать температуру на планете в прошлые века — по годовым кольцам деревьев, по пузырькам воздуха во льду.

Вот график изменения температуры на планете за последние тысячелетия. Температура то росла, то падала. Бывали и ледниковые периоды. Последнее серьезное похолодание приходится на Средние века.

Говорят, нынешний рост температуры — это влияние человека. Но раньше-то не было масштабной деятельности человека, а температура все равно менялась. Не от костров же, на которых мамонтов жарили…

А что тормозит рост температуры? Есть какие-то компенсирующие механизмы. Простой пример. Если температура растет, то с поверхности испаряется больше воды. Больше воды — больше облаков. Больше облаков — меньше солнечных лучей достигает земли, а значит земля меньше греется. Температура перестает расти. Вот простой компенсирующий механизм. Есть много других.

А что же молчат ученые всего мира? Что остановит рост температуры? Почему они нас не успокоят? А им денег на это не дают. Получить грант на изучение роста температуры легко. За концепцией глобального потепления вследствие деятельности человека стоят большие интересы и огромные деньги. А вот получить грант на изучение природных компенсирующих механизмов невозможно. Поэтому будем пока оставаться в неведении

Циклон на Сахалине словно ждал завершения праздников. Метель не прекращалась трое суток. Школы и магазины закрыты. Самолеты не летают, паром не ходит. А машины — проехать через метровые сугробы можно только на внедорожниках. Но ехать некуда, кругом один снег.

В Норильске пурга сбивает с ног. Сильнейшие метели в Кирове, а под Смоленском — перепады температур и гололед. На дорогах считают потери. В Воронеже под растаявшими сугробами даже не подснежники — одуванчики!

Всю неделю из разных уголков мира новости о погоде приходили такие, что казалось — природа даже не капризничает, а просто сошла с ума.

В Астане буран засыпал снегом автомобили. Шквалистый ветер сносит прохожих. Замерзли, но еще дышат: в Северной Каролине спасают скованных льдом аллигаторов. Пришел снежный шторм. Замерзли водопады, фонтаны превратились в ледяные вулканы. По Манхэттену рассекают на лыжах. На дорогах заторы, а в крупнейшем аэропорту страны коллапс. Гостиницы переполнены застрявшими пассажирами. Отменены и задержаны сотни рейсов. С холодами не справляются даже коммуникации — в одном из терминалов прорвало трубу.

А вот на Аляске погода решила побить рекорд — около ноля и почти нет снега. В Калифорнии долго лил дождь. А потом поплыли машины. Следом пришел сель. Бурные потоки буквально утопили штат в грязи, разрушая все на своем пути. 18 погибших. В Санта-Барбаре десятки пропавших. Американская история ужасов вместо американской мечты. «Словами не описать. Там словно война прошла» — потрясенно говорит шериф Санта-Барбары Билл Браун.

Во Франции ураган «Элеонор». Уровень воды в Сене критический.

Шторм унес семь жизней на побережье. В Германии вышел из берегов Рейн. В Кельне и Дюссельдорфе затопило дома. А в Дрездене ледяной дождь дополнил строгий дизайн немецких авто. «Ледовые скульптуры, это, конечно, красиво, но что мне делать с моей машиной?» — недоумевает женщина.

Горнолыжные курорты не везде успели закрыть заранее. Ветер раскачивал подъемники с людьми.  А в Румынии, где лето не намного теплее испанской зимы, внезапно расцвели цветы, и отдыхающие потянулись на пляжи. «Вода просто отличная, у нас тут летом бывает холоднее, чем сейчас», — отмечает местный житель.

Так что же это такое? Землю бросает то в жар, то в холод! Ученые уже дали название таким капризам природы — нервный климат. Одной из причин называют перегрев Арктики. Ледник в Гренландии тает в два раза быстрее, чем 10 лет назад. Но океанические течения, а именно они в значительной степени определяют климат, относительно стабильны. Пока.

Гольфстрим — теплое течение — берет начало у экватора и несет свои воды вверх, прогревая Северную Америку, Европу и полярную зону. Он доходит до Гренландии, а обратно вниз уже движется холодное Лабрадорское течение. Здесь они пересекаются, но не сталкиваются. Холодные воды протекают ниже, а Гольфстрим проходит сверху, словно по эстакаде. Но ледники тают, разбавляя Лабрадорское течение пресной водой и поднимая его из глубин океана к поверхности.

Грядущее столкновение с Гольфстримом грозит обернуться катастрофой. Теплое течение развернется назад, в тропическую зону, а холодное пойдет вверх, замкнув круг между Старым Светом и Северной Америкой. Из-за этого в зоне экватора — Африке и Южной Америке — станет нестерпимо жарко. А Европу и США накроет вечная мерзлота.

Это лишь одна из возможных моделей. Но как тут о ней не вспомнить, если на Восточном побережье США Атлантический океан напоминает Северный Ледовитый?!

Сторонники теории глобального потепления твердят: если продолжать нервировать планету выбросами углекислого газа, голливудские фильмы о мире после глобальной катастрофы станут реальностью. Но лишь отчасти — людей в сюжете не будет.

«Масштабы проблемы таковы, что если мы не предпримем своевременных и правильных действий, изменения климата могут привести к тому, что наша планета станет необитаемой», — заявляет ведущий научный сотрудник Института биофизики клетки РАН Алексей Карнаухов.

В другом научном лагере считают: роль человека, конечно, велика, но не настолько. Слишком серьезные процессы происходят в природе, чтобы так резко на них повлиять. Да и, потом, ничто не ново — в этом году «зимы ждала-ждала природа, снег выпал только в январе». Даже герои Пушкина такому не удивлялись.

«Нормально, нормально. Не нужно драматизировать. Не нужно думать, что у нас наступила такая какая-то катастрофическая ситуация. Нагнетание катастрофических настроений — я это не разделяю. Всегда менялась, и будет всегда меняться», — говорит научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Нигматулин.

Начало зимы в Центральной России выдалось аномально теплым — примерно на пять градусов выше нормы. Так бывает, но недолго.

«Зима в целом не может быть на пять градусов теплее здесь, поэтому, конечно, она часть ее скомпенсирует, градуса три-четыре скомпенсирует аномально сильными морозами. Ручаюсь, в эту зиму будут сильные морозы», — уверяет Роберт Нигматулин.

И, похоже, не только у нас. Ведь если снег целый день шел в Марокко и накрыл белыми шапками даже пески Сахары, где бы вы ни были, зимние вещи вряд ли стоит убирать далеко. Чтобы нервный климат не испортил настроение.