Кремлёвский тупик
На модерации
Отложенный
На самом деле это далеко не первое предложение со стороны России о создании площадки по так называемому урегулированию кризиса между США и Северной Кореей, где Москва отводит себе роль медиатора. Ранее подобную инициативу высказывали и представители российского МИДа, например, посол РФ по особым поручениям Олег Бурмистров.
Нет сомнений, что Кремль не хочет никакого урегулирования, а наоборот, лишь усугубления, обострения конфликтной ситуации.
Давайте попробуем обозначить цели, которые перед собой ставит Кремль в вопросе нагнетания кризисной ситуации на Корейском полуострове. Итак, задача минимум – воспрепятствовать любому сближению (особенно это касается газовых переговоров) Вашингтона и Пекина. Задача максимум – превратить полуостров не просто в зону постоянного напряжения, а в территорию затяжной изматывающей войны.
Ровно так, как это было в пятидесятых годах прошлого столетия. Подобные обстоятельства заставят Белый дом искать сближения с Кремлём, а значит, у Кремля появится возможность договориться по вопросу санкций (и не только). Кстати, что любопытно, ещё до недавнего времени Москва пыталась использовать идентичные тому времени лекала – механизмы, что позволяют снова и снова сталкивать лбами двух глобальных игроков.
Что же изменилось? Почему Россия ныне вынуждена в авральном порядке менять свою методичку по дестабилизации ситуации в КНДР? Всё очень просто: глобальные игроки вынесли уроки из своего прошлого. Кроме того, после ситуации с ракетными двигателями, поставки которых Россия настойчиво пыталась приписать украинской стороне, стало понятно, что именно Кремль обеспечивает режим в Пхеньяне необходимыми ракетными и ядерными технологиями.
А что происходит сейчас? В настоящий момент российская сторона завуалированно вбрасывает информацию о причастности РФ к поставкам межконтинентальных баллистических ракет КНДР. Авторы этих материалов прямо указывают, что боевые единицы создавались на российской территории, после чего перевозились в Северную Корею; что Пхеньян активизировал испытания, когда произошла аннексия Крымского полуострова.
В то же время они вносят в эти тексты две довольно важные правки: во-первых, что передачу вооружения могла организовать российская мафия (то есть, как бы не государство, но налицо гибридный наглый маневр Кремля - ЭР), а во-вторых, что северокорейские ракеты дальнего действия не идентичны известным советским типам ракет, мол, речь идёт о прототипах, которые были произведены в 50—60-е годы, однако не попали в серийное производство.
Относительно первого высказываться абсолютно бессмысленно, так как в России все поставки оружия, как, кстати, и российской мафией, занимаются кремлёвские спецслужбы. А вот второй пункт выглядит предельно любопытным.
Когда российское руководство пыталось очернить Украину в глазах США (тогда в Вашингтоне решался вопрос о предоставлении Киеву летального вооружения, а также вопрос ужесточения санкций против РФ), его представители создали миф о «поставках ракетных двигателей украинского завода «Южмаш» в КНДР.
Пересказывать всю эту историю мы не будем, однако все указывает на то, что двигатели поставлялись с территории РФ.
Вспомните, что в период скандала Виталий Сущевский, который работал на «Южмаше» с 1961 по 2008 годы в должности замначальника по производству ракетных двигателей, рассказал DW, что этот двигатель был разработан в Химках: «Чертежи, документация, авторское сопровождение были российскими, мы лишь производили и отправляли туда же, в Россию, комплексно с ракетой».
Было много и других доказательств, прямо указывающих не только на российских разработчиков, но и на кремлёвские спецслужбы.
Однако здесь важно другое: двигатели, поставляемые РФ для северокорейских ракет (причём модифицированные), разрабатывались в конце 1960-х годов и поставлялись до конца 1980-х в Россию.
В общем, русские специально пытаются отвести внимание от тех двигателей, что они сами же и поставили северокорейцам.
Но самая важная задача, которую перед собой ставит Россия (как мы ранее на это указывали) – внести разлад в отношения США и Китая. При этом средства достижения этой цели не важны.
Опасное сближение
Если мы вернёмся к этим российским вбросам, что на самом деле принадлежат перу отнюдь не западных журналистов, то заметим одну немаловажную деталь: в запрещённых поставках КНДР обвиняется не только Россия, а и Китай.
Так, русские уже говорят, что среди недавно испытанных северокорейцами ракет были и два типа, практически идентичные ракетам китайского происхождения. Они указывают, что Китай так же, как и Россия заинтересован в подрыве доверия к США, их способности выступать в качестве гаранта безопасности в регионе. Кроме того, и на это указывают так называемые западные эксперты, для Китая нынешняя ситуация вокруг КНДР — это отличный повод укрепить собственные военные позиции в Южно-Китайском море.
Всё это очень похоже на правду, однако есть одно «но»: чем быстрее конфликт на территории Корейского полуострова перерастёт в горячее противостояние, тем существует большая вероятность того, что американский военный контингент подойдёт к китайским границам. Кроме того, близ этих границ будут установлены системы ПВО США. Это Китаю точно невыгодно.
Также не стоит забывать, что Вашингтон всегда может отказаться от признания концепции «единого Китая», начав предоставлять помощь Тайваню, как он это делал во времена Корейской войны.
Вспомним, как Трамп, войдя в Белый дом провёл переговоры с тайванским лидером, а спустя время заявил, что «всё является предметом переговоров, в том числе, и «единый Китай»».
Да, затем американский лидер изменил своё мнение, поддержав неприкосновенность китайских границ. Между тем очевидно, что американцы могут изменить своё решение в случае активных боевых действий на территории полуострова.
Этого и хочет Россия. Она пытается создать идентичную ситуацию, которую наблюдал мир в 1950-1953 годах.
А всё почему? Да потому, что китайская администрация посчитала нецелесообразным поддерживать Москву, экономика которой под грузом американских и европейских санкций истощается.
Сильный всегда хочет быть рядом с тем, кто сильнее его.
Это – закон политики.
На самом деле ещё во время проведения саммита АТЭС во вьетнамском Дананге стало понятно, что Трамп больше не собирается дискутировать с Путиным по поводу не только Северной Кореи, но и других важных проблем, что ныне вынесены на повестку дня.
Почему? А потому что российский президент стал для американского лидера «токсичным». Давайте не будем забывать, что против близкого окружения Трампа начаты изматывающие расследования относительно их контактов с российской стороной. Глава Белого дома просто-напросто пытается дистанцироваться от своего российского визави.
Однако важно здесь другое: окончательно решение об отстранении Путина американский президент принял за несколько дней до саммита АТЭС – во время встречи с китайским лидером в Пекине.
Там он предложил Си Цзиньпину достаточно интересную формулу: разрешить все проблемы на двоих, без участия третьих сторон (читай, — России). Стороны тогда, если так можно выразиться, подписали негласный акт о ненападении.
США согласились решить конфликт с КНДР дипломатическим путём, а китайцы – вложиться в американскую экономику, запустив с американцами общий проект – создать завод на Аляске по производству сжиженного газа.
Итак, китайская компания «Sinopec», согласно договору, должна закупать в США с 2020 года фиксированный объем в 20 млн тонн сжиженного природного газа, а также «голубое топливо» из газопровода из шельфа Северного склона этого штата.
Кроме того, корпорация «China Energy Investment» заключила меморандум о взаимопонимании по инвестированию 83,7 миллиарда долларов в энергетические проекты в Западной Виргинии, включая освоение месторождений всё того же сланцевого газа.
Всё это означает лишь одно: желание России запустить газопроводы на территорию Китая теперь обречены на провал. И всё это – заслуга американцев.
У России, правда, есть в запасе ещё один вариант - отменить на законодательном уровне монополию на экспорт газа из страны, которая на сегодня принадлежит компании «Газпромэкспорт».
В этом случае, китайцы начнут транзит в ЕС через Россию газа китайских компаний из Средней Азии. Всё это приведёт к упадку газовой сферы в РФ.
А если вы добавите к этому ещё и санкции США, которые будут введены против российских (в том числе и газовых) компаний с начала февраля следующего года, то вы получите ситуацию, при которой Российская Федерация больше не сможет прокладывать газопроводы, чтобы торговать своим главным товаром – энергоносителями, а значит, оказывать давление на соседние страны и европейских партнёров.
Сейчас Россия осуществляет вялые попытки по избеганию неминуемого кризиса. Ну, какие попытки? Оглашает доктрины.
Так, Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2018 года скорректировать Доктрину энергетической безопасности, транспортную и энергетическую стратегию России до 2030 года.
Согласно документу, необходимо предусмотреть «определение угроз энергетической безопасности Российской Федерации, связанных с развитием производства СПГ в мире, а также определение мер, направленных на их предотвращение, минимизацию или преодоление в условиях широкого применения механизмов экономического и политического противодействия расширению добычи и экспорта российского природного газа».
Доктрина энергобезопасности должна предусмотреть «развитие внутреннего рынка СПГ путем увеличения доли СПГ в структуре энергетического баланса субъектов Российской Федерации», — сказано на сайте Кремля.
Однако всё это – блажь, ведь России (особенно после введения санкций) будет трудно найти покупателя. Постепенно их вытеснит США и с китайского, и с европейского рынка. Польша, желающая поставлять американский сжиженный газ Украине, — тому пример.
Да и не стоит забывать, что ныне идёт война российских поставщиков за место под солнцем. Они-то понимают, что «газовый пирог» становится всё меньше. И «Роснефть», и «Новатэк» не оставят попыток убрать с поста «Газпрома» Алексей Миллера, разрушить эту монополию и получить возможность экспортных поставок газа.
И это всё объясняет, почему Россия пытается внести клин во взаимоотношения Китая и США. Ей важно сохранить от упадка главную доходную сферу – газовую.
Впрочем, это всего лишь одна из причин.
Кремлёвский тупик
Чтобы спасти свою экономику, Россия должна избавиться от санкций со стороны США и ЕС. Для этого необходимо решить вопрос с оккупированными Украинскими территориями – Крымом и Донбассом.
Мудрый человек вообще бы не захватывал чужую землю, умный – ушёл бы прочь, столкнувшись с подобным давлением. Печально одно: в российской верхушке, видимо, ни одних, ни других не осталось.
Кремль, не желая отдавать Украине оккупированные территории, пытается договориться с Вашингтоном (в первую очередь с ним) на своих же условиях. США, понятное дело, не собираются торговаться с русскими, обменивая территории независимых государств.
Что делает Кремль? Он пытается спровоцировать новые точки нестабильности – политические или военные – по всему миру – от Европы и до Северной Кореи. Зачем? Чтобы заставить американцев сесть вместе с российским руководством за стол переговоров, где бы произошёл нужный обмен.
Пока у США другое видение: ужесточать санкции. Американцы (в отличие от российских высокопоставленных чиновников) точно знают, против кого будут введены новые штрафные меры. Вот поэтому Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, будучи уверенным в неминуемом ослаблении РФ, обсуждает с Китаем общий план действий в случае падения режима в КНДР.
«Если по каким-то внутренним причинам» в КНДР начнутся массовые беспорядки или «режим падёт, то самое важное для нас в такой ситуации — обеспечить сохранность тех ядерных зарядов, которыми они уже располагают, не позволить, чтобы они попали в руки тех, кто, по нашему мнению, не должен их заполучить», — сказал Рекс Тиллерсон.
Обратите внимание на то, что глава американского внешнеполитического ведомства обсуждает все эти вопросы с Китаем. А если читать между строк, то станет понятно, что это послание также отправлено и России…
Комментарии