Завистники тихо постоят в сторонке

В последнее время много говорят и пишут о российско-китайском военно-техническом сотрудничестве, которое развивается сейчас небывалыми темпами. Однако справедливости ради стоит отметить, что и в непростые 1990-е годы китайские заказы помогли обеспечить выживание российской оборонной промышленности, находящейся в бедственном положении после крушения Советского Союза. Для Китая, изрядно пострадавшего от введения в 1989 году западных санкций, Россия, в свою очередь, стала главным источником передовых вооружений. Во многом именно благодаря российско-китайскому военно-техническому сотрудничеству КНР смогла радикально преобразовать свои вооруженные силы, превратив их в современную военную машину.

С середины 2000-х по 2009 г. поставки оружия из России в КНР по ряду причин заметно снизились, и лишь в 2010 г. сотрудничество России и Китая в военной сфере вновь возобновило рост. Однако поистине масштабный прорыв произошел в 2014 г., когда события на Украине и последовавшие за ними антироссийские санкции со стороны США, ЕС и их союзников активизировали азиатскую политику Москвы. Китай оказался единственной крупной экономикой, которая не ввела санкции против РФ. Более того, Пекин решительно осудил односторонние экономические ограничения в отношении Москвы, снова подтвердив свой статус «друга, который познается в беде».

Осенью 2014 г. Москва и Пекин завершили многолетние переговоры о поставках четырех дивизионов новейшего российского комплекса ПВО С-400, а через год была заключена сделка на поставку 24-х  истребителей Су-35С поколения «4++». Первая партия из четырех Су-35 была передана заказчику в конце 2016-го. Вторую партию из десяти истребителей поставили в Китай буквально на днях, оставшиеся десять единиц КНР получит в будущем году.

Другой важной областью двусторонней военной поддержки является авиационное двигателестроение. Объединенная авиадвигательная корпорация заключила контракт на поставку в КНР двигателей Д-30 и АЛ-31Ф на сумму 1 млрд. долларов.  Плюс  поставки противокорабельных ракет, запчастей, материалов и оборудования российского производства.

Россия, в свою очередь, проявляет интерес к китайским технологиям и оборудованию военного назначения. Например, к китайским дизелям для сторожевых катеров проекта 12200, электронной компонентной базе космического назначения и особенно - к беспилотным летательным аппаратам.

В конце года принято подводить итоги. Так вот, по итогам трех лет можно с уверенностью сказать: углубление военно-технического сотрудничества между Россией и Китаем налицо, и оно служит важным индикатором возросшего доверия в российско-китайских отношениях.

В очередной раз наши страны помогают друг другу, и это выражается не в односторонних поставках, а во взаимной выгоде, которую извлекают из соглашения, как Россия, так и Китай.

В краткосрочной и среднесрочной перспективах именно военно-техническое сотрудничество является той гранью российско-китайских отношений, которая может иметь наиболее ощутимые последствия для интересов США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, совершенно не заинтересованных в сближении Москвы и Пекина. Впрочем, возможности наших недоброжелателей для того, чтобы помешать этому процессу, весьма ограничены, а значит, им остается лишь завистливо наблюдать за развитием военно-технического сотрудничества  Москвы и Пекина.