Вводят и выводят…
Фото: Сергей Елкин, Deutsche Welle
Если состоявшиеся визиты президента России Владимира Путина в Египет и Турцию анонсировались заранее, то его прибытие на российскую базу "Хмеймим" в сирийской провинции Латакия стало совершенно неожиданным
Давид ШАРП
Было весьма забавно наблюдать за сирийским президентом Асадом, находившимся на своей земле, но фактически выглядевшем на этом празднике жизни второстепенным гостем. Особенно показательны были кадры, где Асада в одном случае придержал российский охранник, "чтобы не лез", а в другом — уже один из российских офицеров.
Именно в ходе этого неожиданного визита, на фоне официальных заявлений о полной победе над "террористами ИГИЛ" Путин отдал приказ о выводе российского контингента из Сирии. С начала российской операции (сентябрь 2015-го) речь идет уже о третьем событии такого рода. Первое имело место в марте 2016 года, причем уже тогда российский президент сообщил, что "основные задачи российских военных в Сирии выполнены". Но, как оказалось практически сразу, задачи очень быстро возникли снова… Станет ли нынешний, третий вывод последним? Однозначного ответа нет, но, по всей видимости, как минимум часть группировки на данный момент все же выводится (ряд российских источников заявляют о 2\3).
Российские победные реляции последних дней требуют небольшого пояснения. Основные повстанческие территории (в провинциях Идлиб, Дераа, Хама и паре крупных анклавов), как были, так и существуют, по-прежнему представляя собой серьезную силу. Почти полностью ликвидировано лишь квазигосударство ИГ, которое, в отличие от Ирака, за годы сирийской войны никогда не представляло непосредственной угрозы режиму Асада. Против него оно воевало на второстепенных фронтах, при этом сковав значительные силы повстанцев. Как раз поэтому с начала сирийской кампании Россия именно на ИГ направляла мизерные усилия. Ситуация изменилась значительно позднее. На протяжении всей войны, начиная с 2014 года, последовательную борьбу именно с ИГ в Ираке и Сирии, где территория "халифата" была единым целым, вели коалиции во главе с США. И именно им — из песни слова не выкинешь — при значительном участии Ирана в Ираке, а отнюдь не России и режиму Асада, принадлежит неоспоримая главная роль в ликвидации исламистского территориального образования, чему есть множество подтверждений отнюдь не пропагандистского толка.
В качестве примера сообщений, рассчитанных на неосведомленных телезрителей, приведу доклад Путину и Асаду командующего российскими ВКС генерала Суровикина, сделанный на видеокамеры. Рассказывая о реальных и мнимых победах, он ничтоже сумняшеся заявил, что в ходе последней "операции против ИГИЛ", длившейся 227 дней, было уничтожено более 32 тыс боевиков и 394 танка. Как тут не вспомнить Суворова, который, согласно преданию, на вопрос писаря: "Сколько турок писать убитыми?" ответил: "Чего их, басурман, жалеть, пиши больше!". Так что по поводу озвученных цифр стоит лишь вопрос, на сколько их надо делить — на 8, 10 или 15.
Таких сил у ИГ в Сирии отродясь не было. Для иллюстрации: в двух главных по значимости и масштабам сражениях против ИГ в Сирии, Кобани в 2014-м и Ракке (совсем недавно), которые вели поддерживаемые США курды и их арабские союзники (СДС), общее количество участвовавших в этих боях террористовв организации колебалось в диапазоне 1500-3000.
Озвучиваемые разными политиками, пропагандистами и СМИ заявления о том, что 90% или 95% территории Сирии под контролем Асада, ничего общего с истиной не имеют. Так, поддерживаемые американцами СДС (надо сказать, что Москва налаживает с ними довольно плотные контакты, и это, безусловно, интересный ход), Турция, непосредственно США и основные повстанческие группировки в сумме контролируют примерно 45% Сирии, так что Асаду остается лишь около 55%. Правда, что касается людей, то под сирийским режимом видимо более 70% населения страны, если не считать тех не менее 5.5 млн, что из нее сбежали. Вместе с тем значительная его часть не относится к лояльному Дамаску. Собственно, поэтому Асаду не хватает своих людей и он не может обойтись без ввозимых Ираном шиитов, а также российских наемников из так называемой "частной компании Вагнера", формально в воинский контингент РФ в Сирии не входящих.
На мой взгляд, визит Путина в Сирию, объявление о победе и очередном выводе войск в значительной степени приурочены к предстоящим в России президентским выборам. Однако ничего в Сирии пока не окончено. Пиар пиаром, но значительно интереснее, как события сложатся дальше. Просачивается все больше информации о разногласиях внутри тройки Иран-Асад-Россия. Сирийский президент вроде бы требует полностью покончить со всеми повстанцами, в то время как Москва желает остановиться. Якобы недовольны в Кремле и завышенными амбициями Тегерана касательно будущего иранского присутствия в Сирии. Наконец, согласно осведомленным израильским источниками, недоволен иранскими запросами и Асад, хотя он фактически обязан Тегерану, как и Москве, самим своим существованием. По этой информации, недавний визит начальника генштаба иранских вооруженных сил в Сирии завершился для Исламской республики неудачно. А ведь есть еще Турция, которая хоть и тесно контактирует по Сирии с Россией и даже Ираном, имеет здесь, в основном, противоположные Москве и Тегерану интересы. В свое время Эрдоган, в обмен на занятие своими силами значительного куска северной Сирии, фактически поспособствовал тому, что Асаду сдалась повстанческая часть города Алеппо. Намерен ли он, например, сдать Асаду и Путину теперь и Идлиб? Вряд ли. В таком случае о полной победе Дамаска нечего и говорить. Если американцы, в значительной степени устранившиеся от сирийских дел, не бросят своих союзников из СДС, контролирующих значительную часть нефтяных месторождений, примерно 30% страны и почти всю территорию восточнее Евфрата, то и здесь Асаду, а также туркам, много рыбки не наловить. И это далеко не все "если"…
Так что, несмотря, на исчезновение "халифата" (но отнюдь не его сторонников), объявленный вывод российских войск и многое другое, война в Сирии не закончилась, а ближайшее будущее сулит этой разодранной стране немало бурных и знаковых событий.
"Новости недели"
Комментарии
Иначе зачем Москве вообще нужна была вся эта сирийская кампания.
Кстати, не стоит забывать и то, что число баз США в Ираке, Египте, Иордании, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Йемене, Омане, Арабских Эмиратах, той же Сирии... равно 35 - ти !