ГИБЕЛЬНОЕ ФАРМПИРАТСТВО
ПОЛИТИКА

17:32 19 декабря
5
Гибельное Фармпиратство
Госдума единогласно ратифицировала Конвенцию (Медикрим) Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения. В числе ее инициаторов выступила Россия.
Но была подписана Конвенция от имени РФ только 28 октября 2011 года, а вступила в силу через пять лет – 1 января 2016 года. Нашему парламенту потребовался год для ее ратификации. Цель Медикрим, подчеркивала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в Госдуме, – защитить население от рисков, связанных с торговлей недоброкачественными лекарствами и медизделиями на уровне межгосударственных механизмов. Для этого в Конвенции предлагается установить уголовную ответственность за производство, ввоз в РФ, хранение, отпуск контрафактных лекарств и медицинских изделий (новая ст. 2381 УК), а также за подделку упаковочных материалов и документов на лечебно-медицинскую продукцию (новая ст. 3272 УК). По этим статьям можно будет назначать осужденным конфискацию имущества.
Необходимость защищаться от лекарственного фальсификата как можно быстрее и решительнее признана во всех странах. Размах оборота медсредств, способных не вылечить, а искалечить или умертвить, приобрел вселенские масштабы. Расширение преступного «бизнеса» стало происходить с тех пор, как все крупнейшие производства лекарств и аптечные сети перешли в частные руки. А для частника имеет значение только прибыль, но не здоровье граждан. И кинулись предприимчивые деляги обогащаться, подделывая лечебные препараты, за что и получили прозвище фармпираты.
В России фармпиратство поставлено на широкую ногу. Правда, Росздравнадзор заверяет общественность, что на российском аптечном рынке фальсификата не более 1%. Полиция утверждает, что в стране каждая десятая таблетка – фальшивая. Совсем неутешительный вывод делают независимые эксперты: Россия стала клондайком для фармпиратства, – здоровье граждан оставляет желать лучшего, в лекарствах нуждаются миллионы, цены на спасительные таблетки и микстуры постоянно растут, даже на дешевые лекарства, 20-рублевый мукалтин взлетел до 300 руб. – в таких условиях «химикам» от фармацевтики можно разбогатеть в самые сжатые сроки. Только после себя они оставляют сотни калек и трупов.
«Дело в том, – отмечает депутат Госдумы от фракции КПРФ Алексей Куринный, врач по профессии, – когда человек покупает лекарства и надеется на помощь, а в итоге у него оказывается в лучшем случае мел, в худшем – непонятно что, то эффект бывает трагичным».
В РФ подделывают как импортные, так и отечественные препараты. Главное, чтобы они были дорогостоящими. «Производителем» становится кто ни попадя. В СМИ описывался случай, как в Саранске рабочие фармзавода организовали подпольное производство нистатина из украденного сырья. Изготовили партию препарата, успели что-то продать через аптеки. Но таблетки рассыпались в руках, лже-фармацевтов разоблачили.
Больше всего в России подделываются антибиотики, спазмальгетики, обезболивающие, гормональные средства.
Чаще всего, по мнению Скворцовой, фальшивки распространяются через интернет. Поэтому лучше покупать лекарства в обычных аптеках. Те же рекомендации дает Росздравнадзор, отмечая, что в аптеках время от времени проводятся провизорские проверки, а интернет-мошенников не выявить. Росздравнадзор рекомендует также при покупке лекарств просить сертификат качества и сравнивать указанный на нем номер с номером на упаковке. Потребитель имеет право позвонить производителю и уточнить, выпускал ли он товар с таким номером. Удастся ли дозвониться – гарантий нет. В целом так же, как при покупке продуктов, да и всего остального, простому гражданину остается уповать только на то, что повезет подлечиться, подкрепиться и не отравиться.
Министр Скворцова пыталась развеять пессимизм, сквозивший в выступлениях отдельных депутатов. Она сказала, что с 2018 года вводится маркировка лекарств. Уже в 8 наших федеральных округах устроены специальные лаборатории. Но у Скворцовой нестыковки с главой Минпромторговли Мантуровым. Тот сообщает, что маркировка лекарств начнется не ранее 2021 года. А до этого будем полагаться на авось?
Возможно, уголовное законодательство, как заверила Скворцова, будет серьезно ужесточено после ратификации Конвенции. На сегодня в РФ для поддельщиков лекарств установлено самое мягкое в мире наказание. В Индии, например, фармпират получает 5 лет тюрьмы и долларовый штраф, во Франции – штраф 6,6 млн долларов, в Германии – 8 лет лишения свободы, в РФ – лишение свободы до 2 лет, а за сбыт поддельных лекарств – штраф до 500 тыс. рублей. В США за сбыт контрафакта – штраф до 200 млн долларов или пожизненное заключение, в Турции – заключение на срок от 30 до 50 лет. А у нас даже за смерть двух и более человек из-за поддельных лекарств – всего 10 лет колонии. Хотя таких приговоров наши суды никогда не выносили. И как же тут стране не погрузиться в демографическую яму?
Невольно возникает мысль, что для преступного «бизнеса» в России – будь это в фармацевтике, в пищевой отрасли, в финансовой сфере – открыты все врата и права, т.е. нет пределов. В интерпретации высоких чиновников это называется процветанием.
Вот ратифицировали Медикрим. Рекомендуемые ею меры ответственности за преступления против жизни и здоровья людей – самые жесткие и бескомпромиссные. Это не только длительные сроки тюремного заключения, но и конфискация имущества, нажитого на фармпиратстве. Но пойдет ли на это российское правосудие, подчиняющееся приказному праву? Да и как можно, если порой министры участвуют в самых сомнительных авантюрах, сравнимых с преступлениями?
Почти 10 лет назад Госдума ратифицировала Конвенцию по борьбе с коррупцией. Там тоже есть статья о конфискации имущества коррупционеров. Но ее наше правительство и «Единая Россия» ратифицировать не стали. Вычленили из общего перечня положений. Не захотели рисковать добром, нажитым «непомерным» трудом.
Велика вероятность, что аналогичной будет судьба Конвенции по борьбе с фальшивыми лекарствами. Сказать по-другому, борьба будет, но в словесном исполнении, потому что система у нас – самая либеральная, против народа.
Галина ПЛАТОВА
Комментарии
Ещё во времена Голиковой, курирующей здравоохранение, коммунисты подняли тему наводнения российской фармацевтики лекарствами, не прошедшими проверку (клинические испытания). Едроссовцы благополучно утопили её, сделав из российского населения лабораторный материал, как это не цинично звучит, для отработки этих препаратов. И надо было ждать очередного, но уже сомнительного по результату, выборного срока, чтобы признать проблему.
P.S. И когда население поймёт, ЧТО оно для власти...
А сколько мошенничества с лекарствами в Интернете!
Предложат от всех болезней мази, таблетки, эл.магнитные устройства и прочее. Государство - в стороне.