Безответственный трёп гуманитариев на примере нашей Конституции

На модерации Отложенный

 

Сегодня День Конституции.

 

Конституцию России создали лучшие юристы страны, которые в свою очередь опирались на мировые достижения в конституционном праве. Как говорила Валерия Новодворская, наша Конституция заслуживает крепкой четвёрки. Но эта оценка прилична лишь на фоне других конституций и Всеобщей декларации прав человека.

 

Конституция не формулирует простых и ясных принципов общежития. Она порождает двусмысленности и выдаёт безграмотность в виде плеоназмов и оксюморонов за достижения правовой науки.

 

Конституция объявляет Россию демократическим правовым государством, а права и свободы человека и гражданина высшей ценностью.

 

Но Конституция не объясняет, что такое права и чем они отличаются от свобод. Русский язык подсказывает, что права, как и свободы – это что-то разрешённое, то, что можно делать. Но оказываются, что осуществление некоторых прав и свобод запрещено (часть 3 статьи 17 и часть 3 статьи 55 Конституции). Надо ли называть правами и свободами то, что запрещено. Запрещённые права и запрещённые свободы по-русски звучат нелепо, как оксюмороны. Оксюмороны хороши в шутках, но не в законах, которые оказываются как дышло: «права и свободы у тебя есть, но нельзя, запрещено».

 

Оксюморон и демократия – власть народа. Ведь когда властвует весь народ, то ему просто не над кем властвовать. Властвовать может лишь одна часть народа над другой частью народа. Но Конституция не говорит о том, кто должен властвовать, а кто подчиняться. Конституция всячески уклоняется от ответа на вопрос, кто и над кем властвует. Она пытается внушить, что все равны (статья 19 Конституции) и, объявляя демократию (часть 1 статьи 1), создать иллюзию, что все властвуют. Но не бывает власти без подвластных.

Нужно либо отказаться от власти и объявить анархию, либо признать власть, но честно указать властвующих и подвластных и отказаться от принципа равенства. Конституция не делает ни того, ни другого.

 

Сегодня право – это накопленные тысячелетиями методы разрешения конфликтов. И эти методы неплохо работают. Но когда их начинают неумело обобщать получается Всеобщая декларация прав человека или наша Конституция. Эти дурные обобщения портят язык и законы, которые до неумелого обобщения неплохо работали.

 

Нужны научные обобщения, которые бы не приводили к противоречиям, оксюморонам.

 

У гуманитариев такие обобщения не получаются.
Они стремятся к красивостям и приятностям:
«Право есть искусство доброго и равного». Это сказал Цельс младший (67-130) почти две тысячи лет тому назад.
«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Это фраза из Декларации независимости США (1776 год). Вот откуда стал популярен плеоназм «неотчуждаемые права».
«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе». Это из французской Декларации прав человека и гражданина (1789). Вот откуда стали популярны плеоназмы «права человека» и «человек и гражданин».

 

А тут надо рубить прямо.
И что люди не равны.
И что одни властвуют над другими.
Но, несмотря на власть одних над другими, эта власть может быть правом.
А она может быть правом только тогда, когда люди, которые не нарушают прав, властвуют над правонарушителями, преступниками.