Если бы Русь осталась языческой...
На модерации
Отложенный
История не знает сослагательного наклонения. Любому из нас невозможно отмотать время назад и исправить прошлое, даже свое собственное. Поэтому мы можем только гадать о том, что было бы если... Именно такие фантазии, основанные на имеющихся у нас исторических фактах, и называется альтернативной историей.
Языческая Россия. Россия, которую мы якобы по мнению некоторых адептов язычества, потеряли. Эту Россию у нас будто бы отняли христиане вместе некими великими духовными языческими ценностями. Какой бы была Россия, если осталась языческой?
Допустим князь Владимир оказался бы упрямым язычником и продолжил бы свои языческие реформы. Что случилось бы со страной и народом?
Примерно вот так могли бы выглядеть языческие храмы в 11-13 вв.
Итак, князь Владимир вместо того, чтобы метаться между религиями решил, что язычество как вера предков должна остаться навсегда и начал укреплять государственный культ Перуна, как верховного бога. В реальности он поставил идол Перуна только в Новгороде. Теперь же культ Перуна начали устанавливать по всей Руси, вытесняя и понижая значение местных богов. На месте старых храмов и капищ торжественно бы устанавливали идолы Перуна, а старые идолы убирали в более скромное место. Позднее Перуну срубили бы роскошные храмы, идолы украшали золотом и серебром, приносились бы богатые приношения и установили бы общегосударственные праздники и жертвоприношения. Разумеется, это многим не понравилось и начались бы мятежи, которые бы жестко подавлялись. После подавления мятежа побежденных наказывали лишением своих племенных богов - идолы торжественно отвозились бы в Киев в вечный плен. Лет через 20 по всей Руси установился единый государственный культ Перуна и сопутствующих богов: Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши.
Началось бы складываться жреческое сословие. Киевские князья бы щедро одаривали храмы государственных богов землями, привилегиями, богатыми приношениями. Местные князья, подражая киевским, так же старались ставить своим племенным и родовым богам храмы и одаривали дарами и землями. Со временем жречество превратилось бы в крупного феодала, которое бы вместе с военным сословием составили феодальное сословие языческой Руси.
Укрепление язычества если бы не испортило бы отношения с окружающими странами, то заморозило бы их, сведя культурный обмен к нулю. Христиане и мусульмане еще более менее терпимо относились друг к другу, но к язычникам не было никакой толерантности. Письменность в виде кириллицы на Русь проникла еще до крещения, поэтому первые школы обязательно появились бы, как это случилось на самом деле - государству грамотные люди были необходимы. Вот только духовная жизнь была бы бедна - читать кроме канцелярских документов и первых летописей было бы не чего (больше 90% письменных документов древнего Египта и Месопотамии - это юридические документы). Вся литература на Русь пришла из Византии, в первую очередь религиозная, но христианская литература оказалась бы под запретом. Со временем бы на Руси появились бы поэты, писатели, но гораздо позднее, чем это случилось на самом деле. То есть культурное развитие Руси языческой намного отставало бы от Руси христианской. Руси пришлось повторять путь уже пройденный человечеством тысячи лет назад, вместо того, чтобы сделать рывок при помощи знаний и технологий христианского или исламского мира.
Примерно вот так выглядела русская живопись.
Не знала бы Русь каменного строительства (оно бы появилось гораздо позднее), пришедшего из Византии, то есть от архитектуры Руси 11-13 вв. не осталось бы ничего, потому что она была бы целиком из дерева. Не знала бы Русь живописи, также пришедшей из Византии. Вместо раннесредневековой живописи, наследницы античной, Русь имела бы живопись, произошедшую от звериного стиля в виде затейливых узоров и фантастических животных, где свое влияние оказало бы скандинавское искусство. Храмы бы заимствовали у полабских славян, украшенных деревянной резьбой и росписью, которые вызывали восхищение у немецких современников.
Русь стала бы феодальным государством, где вместо христианской церкви в качестве крупного феодала утвердилось бы языческое жречество. В отличии от христианской Руси на Руси языческой не сложился бы единый этнос. Для славянских племен культ Перуна так и остался бы культом Рюриковичей, который им навязали силой. Вместо того, чтобы слиться в один народ восточные славяне так и остались бы полянами, северянами, древлянами, кривичами, которые хранили бы верность своим древним культам. Полабские славяне так и не сумели объединиться, потому что каждое племя считало своего бога исключительным и выше других. Единство Руси могло бы держаться только силой центральной власти. Угроза мятежа была бы постоянной. Даже нападения извне в реальной истории редко объединяло русских князей, а в языческой Руси это усугублялось еще и племенным сепаратизмом, который наглядно продемонстрировали в реальной истории древляне, поднимая мятеж при смене власти или малейшей ее ослаблении. В языческой Руси киевским князьям пришлось бы бороться не только с претендентами на киевский престол, но и с попытками отделиться от государства.
Князю Владимиру также пришлось решать проблему русских христиан, которых было не мало на Руси. В средневековье такие проблемы решались двумя путями: насильственное принуждение к смене религии или изгнанием. Думается, Владимир применил бы оба варианта - сначала приказал бы отказать от веры, а потом изгнал бы русских христиан из страны. Не обошлось бы без мятежей христиан, но в итоге они бы проиграли и бежали бы в Византию и соседние христианские страны. Потеря активного и деятельного населения не лучшим образом повлияло бы на Русь. Возможно, что на Русь в 11-12 вв. начали прибывать полабские славяне, которые бежали бы от немецких баронов и крестоносцев в идеологически близкую им языческую Русь, но эти переселенцы не принесли бы стабильности, так как они принесли бы культы Святовита и Триглава, которые добавили беспорядка и так в запутанном славянском пантеоне и сложных этнических отношениях.
В феодальной Руси начали бы развиваться городские полисы, имеющие сплоченный гражданский коллектив со своим богом покровителем. Это христианство объединяло народ - все были одной веры, а у язычников у каждого был свой бог, которому язычник был верен и которого почитал. Русь скорее напоминала бы Древнюю Грецию разделенную на множество независимых государств и полисов, чем знакомую нам средневековую Русь.
К 13 в. Русь распалась бы не на полунезависимые княжества, а на несколько независимых государств по старым племенным границам. И хотя большинство князей принадлежало бы династии Рюриковичей, это бы их не связывало. Русские государства погрязли бы в постоянной борьбе, стараясь подчинить соседей. Заодно пришлось бы отбиваться от европейских рыцарей и набегов половцев. Беда была в том, что в 13 в. языческая Русь осталась бы в одиночестве. Скандинавия крестилась в начале 11 в., в 12 в. были покорены полабские славяне. Кругом остались бы одни враги. Обычаи русских язычников вызывало бы у европейских соседей дружное отвращение и осуждение: тут и жертвоприношения, в том числе и человеческие, и убийство жен на могилах своих мужей, сожжение вместо христианских похорон.
Русских язычников рисовали бы самими черными красками, едва ли не людоедами, которые не имеют права на существование.
Европейская пропаганда: монголы-людоеды.
Выдавать своих дочерей за европейскую знать русские князья еще могли бы (русские княжны тогда принимали крещение), но сами заключать браки с христианами уже нет, то есть европейцы просто использовали русские бы княжества в своих целях. Папы римские спокойно бы издавали буллы против русских язычников, против Руси организовывались бы крестовые походы, как против эстов и ливов.
Устоять языческая Русь не могла (даже христианская Русь имела немного шансов долго выдерживать европейский натиск), но в 13 в. пришли монголы. Они бы легко завоевали русские княжества, как это случилось в реальности. Русские язычники без труда нашли бы общий язык с татарскими язычниками. Отличие от реальности было бы в том, что ни одно из русских княжеств не побежало бы просить помощи от христианской Европы. При монголах язычество даже пережило бы краткосрочный расцвет. Монголы бы надежно прикрыли Русь от врагов. Но в 14 в. ситуация кардинально изменилась - золотая Орда приняла ислам. От былой веротерпимости не осталось и следа. От иноверцев ислам требует или принять ислам или платить налог, но с язычниками ислам требует только войны. Русские языческие князья получили бы от хана Золотой Орды предложение принять ислам. Вряд ли хан Узбек захотел бы разорять или вызывать восстания своих языческих вассалов, но отношения бы испортились. Исламизация Золотой Орды не была насильственной (была истреблена часть знати и преследовали шаманов), она растянулась на десятки лет и завершилась только в 15 в. Так же медленно, но верно ислам начал бы проникать вместе с мусульманскими проповедниками в русские княжества. В первую очередь исламизировались знать и купцы, но оставалась бы сильная языческая оппозиция. Это приводило бы к восстаниям и карательным походам Золотой Орды.
Результатом стало бы обращение взоров русских княжеств в сторону Великого княжества Литовского. С начала 14 в. Литва укрепилась и начала наступление русские земли (как это и случилось в реальности). В Литве было много язычников, поэтому это стало бы весомым аргументом в пользу отделения от мусульманской Орды. Литовские князья довольно легко бы подчинили русские княжества, причем они продвинулась гораздо дальше на восток и север.
Великое княжество Литовское в реальности. В альтернативной языческой истории Литва была бы больше, потому что никакого Московского княжества не было бы.
14-15 вв были бы веками постоянных войн Литвы и Золотой Орды за русские княжества. Литва даже бы объявила себя "освободительницей" русских от ига татар (именно так и случилось в реальности). В итоге часть русских земель перешли бы под власть Литвы, а часть осталась под Золотой Ордой. В нашей истории в 1387 г. Литва официально крестилась в католической вере. С этого момента начался бы закат русского язычества. Славяне золотой Орды постепенно принимали ислам, а славяне ВКЛ - становились бы католиками. Языческие храмы и идолы разрушались, языческие рукописи сжигали, население насильно крестилось, упорных язычников сжигали бы на кострах. С русскими княжествами произошло бы тоже самое, что произошло с инками и ацтеками.
В 1569 г. ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой. Процесс европеизации русских княжеств принял бы необратимый характер. К радости неоязычников, христианизированные грамотные русские записали бы русские языческие мифы и сказания, как это сделали индейцы. Но сделали бы это уже латиницей, потому что кириллицу запретили бы, как "языческие письмена". Европейская культура проникала бы на Русь, города приобретали восточноевропейский облик.
Примерно так выглядели бы русские католические города.
Но единства среди восточных славян бы так не возникло бы, как не возникло оно среди балканских славян или между чехами и словаками. Русские долгое время находились бы под властью Речи Посполитой. В 18 в. на русские княжества начали претендовать Пруссия и Австро-Венгрия. Русские мусульмане взывали бы о помощи к Османской империи и ждали помощи от крымского хана. Возможно часть русских земель попала бы под власть Османской империи.
Примерно так выглядели бы сейчас русские мусульмане и мусульманские города.
Русские, как католики, так и мусульмане в составе Речи Посполитой оставались зависимым населением, которое эксплуатировалось как польской шляхтой, так и местной знатью. Были бы восстания, в том числе и казацкие, которые подавлялись бы. В 19 в. русские земли затронули бы революционные веяния и народно-освободительное движение. Одна беда - не было Российской империи, чтобы их освобождать. Но в 18 в. Речь Посполитая находилась в глубоком кризисе. В 19 в. Польша уже была бы не в состоянии держать в подчинении русские земли и они получили бы независимость.
В европейских событиях русские земли никакой роли не играли бы. Наполеон создал свою империю, которая развалилась бы после его смерти. В Первую мировую войну кайзеровская армия взяла бы Париж и Германия установила свою гегемонию в Европе, а Вторую мировую войну начали бы французы и англичане, как реванш за поражение.
Что представляла бы постязыческая Россия сегодня? Никакой России до Тихого океана не было бы. На месте Древней Руси сейчас существовало несколько небольших европейских государств со славянским населением. Численность населения этих государств составляла 5-10 миллионов человек (население Сербии - 7 млн., Чехия - 10 млн., Болгария - 7 млн. человек). Одни государства были бы католические, другие мусульманские, некоторые со смешанным населением (как в Боснии и Герцеговине). Экономика была бы слабая, народ жил бы не богато. Каждое государство гордилось бы своей независимостью и уникальностью. Каждый народ имел бы своего великого писателя или композитора (а то и двух-трёх), которых никто в мире кроме них не знал. У каждого государства были бы территориальные претензии друг к другу, которые стали бы причиной кровавых военных конфликтов в 20 в. А в 21 в. эти государства дружной толпой бы ринулись в ЕС.
Итак, результатом языческой Руси стало бы исчезновения России. Вместо нее образовалось бы несколько мелких славянских государств. Язычество все равно было бы уничтожено. Не было Русского царства, не было бы Российской империи, не было бы СССР, не было бы Российской Федерации. И нас с вами тоже не было бы. Зато население постязыческих стран могли бы читать языческие мифы. Но разве это равноценная компенсация за отказ князем Владимиром от православия?
Комментарии
— сектантское отклонение в этническом религиозном ренессансе, характеризующееся необузданным ФГМ, воинствующим невежеством и лулзовыми попытками возрождения славянской культуры, язычества, традиций, колдунства и всего того, что можно преподнести сегодня как «славянское™». К реальной (не выдуманной) славянской культуре имеет весьма отдалённое отношение.
Градус неадеквата существенной части долбославов даёт основание полагать сабж одной из тяжёлых и трудноизлечимых форм ФГМ.
От людей, интересующихся (пускай и пугающе активно) своими историческими корнями и подлинной историей, поциэнты, увлекающиеся псевдославянскими ролевыми играми, отличаются настолько же, насколько культуризм и веганство вместе взятые отличаются от здорового образа жизни.
От сабжа также следует отличать не прерывавшиеся живые традиции, такие как, например, сохранившийся кое-где шаманизм, синтоизм
Этнограф-кун поясняет, что популярная особенность долбославия — это ядрёная смесь праславянской мифологии русских народных сказок, прочитанных или услышанных, или просмотренных в кино- и мультфильмах теоретиками сабжа в детстве, с индийской ведической почерпнутыми ими оттуда же представлениями о всевозможных восточных™ философиях™ и практиках™. Характерной чертой этой ядрёной смеси является заимствованная у немецких создателей «нордического мифа»
Популяция в массе своей лишена критического мышления, за вычетом той её части, которая обильно отхлёбывает от вышеупомянутых финансовых потоков.
«Родноверие» не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются, причём между некоторыми из них идёт грызня, кто же из них труЪ, а кто сектант, хотя сектантами являются все они. Так, если одни группы долбославов в целом аполитичны, нейтрально относятся к христианству, то другие стоят на антихристианских, антисемитских ультраправых позициях, провозглашают избранность славян, участвуют в русских маршах
В конце восьмидесятых годов долбославие получило развитие письменной традиции благодаря нелегально распространявшимся высерам А. Иванова-Скуратова «Христианская чума» и В. Емельянова «Десионизация». Но первым, кто всерьёз взялся за популяризацию «родноверия» в России, был А. Добровольский, он же Доброслав. Именно его последователи начали величать себя «родноверами», хотя авторство термина приписывают и Велеславу (Черкасову), и Казакову из ССО. По-настоящему родноверие стало популярным в этой стране после выхода в 1998 году книги «Удар русских богов» пейсателя В. Истархова, плохо владеющего русским языком
Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить богов наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были русскими - славянами, которые богам славу поют и потому - суть славяне.
И до Петра I на Руси было двоеверие.А вернее ПРАВОСЛАВИЕ!
По приказу Петра I, были изьяты под угрозой жизни все древние славянские книги и сложенны.
Как писал А.С.Пушкин :"Петр I был антихристом для русского народа!"
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).
говноверия жжот
Нужно помнить об этом!
И может быть и территория Руси была бы больше.
Это мы ,потомки ,забыли подвиги предков и отдали земли чужакам!
"Германарех был побежден. По свидетельству Иордана, его поразили мечом в бок россомоны (то же, что русколаны) Сар и Аммий (в Эдде — Серли и Хамдир). Сар — это царь Бус. А Аммий (Хамдир) — это его брат кам (то есть волхв-шаман) Златогор. Бус и Златогор нанесли Германареху смертельную рану, и он вскоре скончался.
В честь победы над готами Германареха в Словении на Дунае была устроена тризна, на коей пел Боян сын Буса. Он славил Словена и Буса, поминал Златогора (сей “Боянов гимн” и дошел до нас).
После этой победы славяне вновь утвердились в Тмутаракани (Тамань) и Тавриде (Крым), и с тех пор лишь ненадолго уходили из этих земель.
Преобразователь календаря
И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
быть Дню Сварожьему, быть ли Ночи...
“Книга Велеса”, Триглав:21"
В его время уже была Москва. Так что Москва гораздо старше, чем мы отмечаем!
Никаких славян там не было.
РОСЬ - дочь Днепра, русалка. Родила от Перуна Дажьбога. Считается прародительницей русских людей ( через Дажьбога). Потому мы - сыны Дажьбога и "русские", то есть - потомки Роси.
ОРЕЙ - мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога и Живы. Возможно, его имя происходит от "арий" - "пахарь". Отец Кия, Щека и Хорива.
КИСЕК - один из мифологических прародителей русских людей, племя Кисека соединилось с племенем Орея.
КИЙ - сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, основатель Киева.
ХОРИВ - ( Горовато ) брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге - прародитель славянского племени хорват.
ЩЕК - ( Пащек ) брат Кия, сын Орея, прародитель чехов ( согласно Велесовой книге ).
СВОИХ ПРЕДКОВ НУЖНО ПОМНИТЬ!
Комментарий удален модератором