Как Российская империя объявила бойкот МОК .

Лицемерие и политика всегда были спутниками большого спорта. Взять хоть Олимпийские игры в Стокгольме, которые прошли 105 лет назад.

Они стали «эталоном» судейской предвзятости и политизированных решений. В знак протеста Россия тогда объявила бойкот Международному Олимпийскому комитету, решив организовать свою Русскую Олимпиаду.

          Бой Клейна и Асикайнена

     Владимир Тихомиров рассказывает, из-за чего перенесли соревнования в Киев и как они проходили.

А судьи кто?

Поединок продолжался уже почти десять часов. Борцы, схватив друг друга в стальные захваты, тяжело дыша, топтались на ковре. Пальцы онемели, колени подкашивались, но они не выпускали друг друга из объятий. Стоило дать слабину — соперник тут же провел бы бросок.

Судьи были в замешательстве. Заскучавшие зрители покинули павильон с борцовским рингом. Остались те, кто поставил деньги на исход боя. Самое интересное, что в полуфинале Олимпиады по борьбе сражались двое подданных Российской империи – латыш Мартин Клейн и финн Альфред Асикайнен.

Точнее, Асикайнен выступал под флагом Великого княжества Финляндского – автономии, входившей в состав Российской империи, но обладавшей условной спортивной «независимостью» в рамках международных соревнований. Вопрос победы тут имел политическое значение, никто не хотел уступать.

Наконец, у одного из судей не выдержали нервы:

— Ну и сколько это еще может продолжаться?! Давайте по жребию переведем одного из борцов в партер – хотя бы на минуту.

Жребий выпал Клейну. Стоя на четвереньках, он мог только защищаться. Но как Асикайнен ни старался, ему так и не удалось оторвать его от ковра.

Через три минуты наступила очередь Клейна бороться сверху. Изловчившись, он захватил из-под плеча шею финна. Собрав все силы, Клейн на 10 часу 15 минуте схватки внезапным рывком перевернул соперника на лопатки. Победа!

В историю Олимпийского движения он вошел как самый выносливый спортсмен.

А на следующий день Олимпиады Клейн на негнущихся ногах вышел на финальный поединок против шведа Клаеса Иоганссона. За плечами Клейна было уже 8 боев и 8 побед, швед же провел всего 3 поединка и был выведен в финал как хозяин Олимпиады.

Напрасно российские тренеры умоляли шведов отложить финал хотя бы на один день, чтобы дать возможность Клейну отлежаться и прийти в себя – все шведские судьи были неумолимы. В итоге еле живой Клейн вышел на бой и проиграл.

Возмущению русской прессы не было предела, но шведы лишь раздраженно отмахивались.

    Еще один показательный эпизод произошел на соревнованиях по гребле. Когда наш спортсмен Михаил Кузик в одиночной лодке финишировал первым, опередив немца, судьи аннулировали результаты соревнований — дескать, немцу помешал сосредоточиться шум от моторной лодки.

На втором заезде Кузик вновь победил, однако судьи вновь аннулировали заезд – дескать, Кузик помешал немцу тем, что намеренно пересек его курс. На следующий день соревнований неизвестные злоумышленники разбили лодку Кузика, а во второй раз, когда мужественный спортсмен пытался продолжать борьбу на чужой лодке, ему сломали и весла. Протесты русских представителей не привели ни к чему.

Михаил Кузик

Впрочем, шведским судейством были оскорблены не только русские спортсмены.

Настоящим героем Олимпиады 1912 года стал американец индейского происхождения Джим Торп, который завоевал две золотые медали в труднейших видах легкоатлетической программы – в пятиборье и в десятиборье.

При этом победы Торпа были достигнуты не столько за счет подготовки спортсмена, сколько за счет его железной воли. Прямо перед стартом какие-то злоумышленники пробрались в гостиничный номер спортсмена и украли его легкоатлетическую обувь.

В итоге Торп был вынужден бежать (и выиграл обе медали) в двух туфлях от разных пар, найденных в мусорной корзине. При этом ему пришлось надеть дополнительные носки на одну ногу, так как одна из туфель была очень велика.

Тем не менее шведы сделали все, чтобы отобрать у Торпа олимпийские медали. Его победа над шведскими атлетами подрывала расовую теорию о превосходстве белых во всех видах спорта, чрезвычайно популярную в то время в Швеции.

И уже под конец игр чиновники Международного олимпийского комитета, придравшись к тому, что Торп в США играл в бейсбол на полупрофессиональном уровне (а в то время в Олимпийских играх разрешали участвовать лишь любителям), приняли решение о пожизненной дисквалификации спортсмена и лишении его всех медалей.

Словом, нет ничего удивительного, что собрание протестов против несправедливого судейства шведов, изданное после Олимпиады одним из членов МОК в виде отдельной брошюры, заняло 56 страниц текста.

Олимпиады российских спортсменов

В первых играх в Афинах команда России участия не принимала — в стране тогда не нашлось ни одного любителя марафонского бега (главным состязанием первых Олимпийских игр был марафонский бег).

Во второй Олимпиаде от Российской империи участвовало уже трое атлетов – стрелок из лука и два конника.

Зато четвертые Олимпийские игры 1908 года, проходившие в Лондоне, обернулись настоящим триумфом для России: из пяти человек, выступивших под флагом России, трое вернулись с медалями.

Русским героем Игр в Лондоне стал фигурист Николай Панин-Коломенкин — первый в истории российский олимпийский чемпион, пятикратный чемпион России по фигурному катанию, а также теннисист, гребец, яхтсмен, 12-кратный чемпион России по стрельбе из пистолета. Борцы Николай Орлов и Александр Петров получили серебряные награды.

Николай Панин-Коломенкин

Пятые игры 1912 года в Стокгольме уже стали вопросом государственного престижа. В стране появился национальный Олимпийский комитет, которым руководили генерал от кавалерии барон Феофил Егорович Мейендорф и профессор Петербургского университета Вячеслав Измаилович Срезневский. Руководителем же олимпийской сборной Российской империи стал Великий князь Дмитрий Павлович Романов.

На игры в Стокгольм Россия направила самую многочисленную команду – 178 спортсменов-любителей, среди которых был и прославленный фигурист, чемпион Олимпиады 1908 года по фигурному катанию Николай Панин, решивший попробовать свои силы в стрельбе, и лучший российский теннисист начала XX века Михаил Сумароков-Эльстон.

Специально для олимпийской сборной России был нанят огромный пароход «Бирма», на котором и жили русские спортсмены.

Журнал «Русский спорт», отправляя русскую делегацию в Стокгольм, писал:

В последние годы спорт занял в России весьма видное положение, так как в общественном мнении произошел большой поворот и на спорт перестали смотреть исключительно как на забаву богатых людей.