"Я не белый и не красный."
На модерации
Отложенный
- декабря исполняется 175 лет со дня рождений теоретика анархизма
П.А. Кропоткина
Анархия – мать порядка?
«Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы.» Отто фон Бисмарк
Анархизм, как направление общественной мысли, сложился в Х1Х в. Для него характерны индивидуализм, отрицательное отношение к государственной власти. Идеология анархизма это протест против капитала, стремление среднего класса спастись от гибели и разорения. Лозунги анархистов – ликвидация государства, отмена частной собственности, замена политической борьбы экономической, осуждение демократии.
Сегодня, когда говорят о майданной «революции достоинства» на Украине, для характеристики жизни в державе употребляют определения: бардак, руина, анархия. Что ж, познакомимся с идеями и теоретиками анархизма, проникшими в души сегодняшних украинцев.
М. Бакунин (1814-1876) являлся основоположником и корифеев мирового анархизма, и народничества. Яростными противниками анархизма Бакунина – «вывороченного наизнанку буржуазного индивидуализма», выступали большевики, под лозунгами П. Кропоткина «анархо-коммунизма».
После смерти М. Бакунина знамя анархизма поднял Петр Кропоткин (1842- 1921) ставший теоретиком анархизма в Российской империи. Выдающийся ученый и разносторонний журналист Кропоткин на многие десятилетия стал пропагандистом анархических идей, изложенных в его книгах: «Речи бунтовщика», «В русских и французских тюрьмах», «Анархия и ее место в социалистической эволюции», «Завоевание хлеба», «Записки революционера», «Современная наука и анархизм» и других произведениях.
Центральной в работах Кропоткина является идея о неискоренимом противоречии между обществом и государством. Кропоткин делил сторонников «нового мира» на государственников и правоверных анархистов, утверждая при этом, что движущей силой развития общества является его учение о «взаимопомощи» людей, считая всякое государство антинародным, обслуживающим эксплуатацию народа. Будущий строй Кропоткин определял как «анархический коммунизм» федерации вольных общин. На Кропоткина, как и на Бакунина, Ткачева оказывали влияние общинные иллюзии крестьянства. В воззрениях Кропоткина отчетливо прослеживается влияние индивидуализма, где полная свобода индивида признается высшей целью, в том числе с правом на безделье, паразитизм, эксплуатацию других людей, насилия над ними. Кропоткин объявлял олицетворением коммунизма – мосты, дороги, пансионаты, гостиницы, каюты океанских пароходов, поскольку они служат «каждому по потребностям» и бесплатно. В конце концов рекомендации Кропоткина заканчивались призывом: «Помогайте сами себе!»
Трудно придумать более примитивные решения экономических задач «социальной революции» с Кропоткинской «общей кучей» и немедленной отменой всех видов частной собственности. Правда что то похожее происходит на Козьем болоте в Киеве.
На склоне лет Кропоткин все более стал возлагать свои упования на кооперацию, выступив против заветов Бакунина, осуждавшего все виды кооперативных иллюзий. Идеализация общины в работе Кропоткина «Взаимная помощь как фактор эволюции» перерастает в кооперативные проекты реформаторского толка. При этом Кропоткин утверждал, что община погибла в Западной Европе в результате насилия со стороны королей, парламентов, жирондистов, якобинцев и т.д. Лозунгом Кропоткина было «довольство для всех» с первого шага «социальной революции» (как это перекликается с сегодняшней «революцией гидности.) Став анархокоммунистом он без конца повторял, что земля должна быть передана тем, кто ее обрабатывает, но не уточнял на каких условиях.
Национализация земли отвергалась, поскольку проектировалось уничтожения государства. Частная собственность на землю, предавалась анафеме вместе с государством, не было ответа у Кропоткина и о формах земледелия. Таков он кумир махновских «анархических коммунистов».
Одним из ярчайших почитателей Кропоткина был Нестор Махно, простой сельский парень, вспыхнул и отгорел на небосводе Гражданской войны, как яркая звезда. Бандит, вор, анархист, романтик, жестокий, но вместе с тем справедливый. Человек, который искренне верил в победу добра и вольной анархической республики.
«Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть словом солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал,
За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.» Нестор Махно
Наряду с анархической группой кропоткинского толка возникали и другие, более агрессивные и индивидуалистические группы: «Безначальцы», «Черное знамя», «Безмотивники», «Буревестники».
«Чернознаменцы» призывали рабочих к немедленному захвату предприятия, крестьян – к захвату помещичьих земель и инвентаря. «Безмотивники» проповедовали индивидуальный террор без всякого мотива, ориентировались на стрельбу в любого подвернувшегося буржуа. Беспорядочное бросание бомб в ресторанах, вагонах первого класса считалось подвигом. «Безначальцы» осуждали всякую апеляцию к власти, к авторитету, отвергали профсоюзы как хитрое средство буржуазии совращать рабочих на путь сделок. У всех этих «индивидуалистов» появились свои «теоретики».
Так главным теоретиком анархистов-индивидуалистов был А. Боровой, утверждавший что «социализм есть философия ножа и вилки». Своеобразное толкование анархизму давал Лев Черный, им была изобретена даже новая наука – социометрия, своего рода «социальная геометрия». Сей пророк «ассоциационного анархизма» сводил социальные отношения к трем типам: «я- ничто, я – все, я – равно ты». В то же время Лев Черный решительно выступал против ростовщичества, дарений и накоплений наследств, но одобрял передачу имущества потомкам. Он предсказывал исчезновение городов после исчезновения солдат, чиновников, процентщиков, бродяг, монахов… Теоретики анархизма выработали семь базовых принципов: - отсутствие власти, - свобода от принуждения, - свобода ассоциаций, -взаимопомощь, - разнообразие, - равенство, - братство.
После Февральской революции Плеханов приписывал Ленину политический волюнтаризм Бакунина за сближение социалистической и анархической точек зрения на государство. В 1917 году анархистам уже приходилось выступать под маской «анархо-коммунистов», поскольку среди народа коммунистическая идея приобрела исключительную популярность. Именно «анархо-коммунизм» во время гражданской войны стал знаменем махновцев.
Я не белый и не красный,
Не зеленый и ничей,
Запрягай коней в тачанку,
Атакуем сволочей.» Махновские частушки
К сожалению, смотря на очередные «майданы шатунов» становится грустно, что Украина превратилась в махновщину, где правят гаврилюки, олигархи, бандиты и беспредельщики. Обидно за украинский народ над которым так нагло издеваются, прикрываясь, но похерив анархические идеи Кропоткина…
Комментарии