Про убийства стариков в древности

Начало - http://maxpark.com/community/politic/content/6103307

http://drevniy-daos.livejournal.com/292982.html

"Кисляков обратил внимание на два момента, но не сделал из них выводов. 1) «Весьма характерно, что в этнографической литературе мы всё же мало встречаемся с обычаем обречения на гибель стариков, если об этом и говорится, то в самой общей форме», 2) «Однако, по видимому, этнографы не могли зарегистрировать убиения или обречения на гибель стариков как обычая даже у наиболее примитивных народов.» /Кисляков Н.А. О древнем обычае в фольклоре таджиков. // Фольклор и этнография. Л.,1970. с.77, 78/. Странная ситуация – ведь почти у каждого народа, включая русских и таджиков, есть предания об убийстве стариков. Ответ находится не в плоскости фактов, а при переходе от изолированной группы фактов к рассмотрению образа жизни в целом. При кочевом образе жизни старики начинают составлять проблему. Но почему их убивали, а не оставляли всегда, что нам кажется более гуманным? Видимо, это было связано с ритуальным каннибализмом и вообще с мировоззрением. Старики сами предпочитали умереть «правильно», чем быть растерзанными зверями, или просто долго мучиться в ожидании смерти. Все мы знаем, как часто раненые на поле боя просят их добить, это не просто эмоции или страх смерти – это нежелание жить дальше, намерение прекратить мучения. Наша культура этого не понимает, потому часты выступления против эвтаназии. То есть нарушается и природный порядок (на взгляд древнего человека) и собственное желание старика. В глубокой древности не было «ходячих трупов» - были или молодые, не доживавшие до старости, или крепкие старики. Стариков было мало, и они только в поздней стадии старения становились проблемой для себя и для группы, теряли желание жить. Проблема со стариками появлялась только после наступления у них дряхлости и беспомощности. Либо они отставали от группы, либо их убивали (по их согласию). Итак, убивали не стариков вообще, а только недееспособных стариков! "

Но и в земледельческую эпоху:

"Стариков, обреченных на смерть в этот поздний период бытования обычая, ожидала неприятная участь.  Убивали или отвозили в лес, в поле, оставляли зимой в нетопленной избе.  То, что чаще всего стариков отводили – говорит о том, что они уже не могли ходить. Интересную подробность приводит Кисляков. По преданиям таджиков, в старину стариков оставляли в какой-нибудь пещере или в горах, но ставили рядом горшочек с едой. Возможно, что это древнейший обычай, уходящий в тьму веков, и именно от него пошла вера в загробную жизнь и посмертное путешествие. Ведь потом точно так же оставляли пищу на могиле. Понятно – раз стариков не убивали, то их оставляли, но не совсем беспомощными, а с едой и, скорее всего, оружием (отгонять зверей). Со временем первобытная «эвтаназия» выродилась в ритуальное убийство, так как смысл обычая был потерян. Появились специальные ритуалы. Часто стариков топили или уводили в лес.  «Бросить на произвол судьбы» когда-то означало (буквально) бросить в воду. Подробнее можно прочесть у  Велецкой. Я думаю, что такой дикий обычай был повсеместно быстро преодолен, а потому и сохранились только сказки о его отмене. Это касается обычных стариков. В раннеземледельческую эпоху могли убивать стариков и по совсем иным мотивам, подозревая их в колдовстве, об отличиях должно говорить особый способ смерти (с расчленением) и сожжение, а не погребение. Особенно подозрение падало на стариков, живущих в одиночестве, так как считалось, что колдуны насылают смерть вдали от чужих глаз, обычно по ночам. Старики старикам рознь.
       Кощей и яга – старики, которые не только зажились на этом свете, но и вредят людям. Их нужно убить не «из уважения», и не ради плодородия – такие мотивы убийства стариков присутствовали у разных раннеземледельческих племен, но в данном случае речь о другом. Убийство кощея и яги означает пересечение злого колдовства и исполнение должного. Не положено человеку жить очень долго, тем более быть бессмертным.  В «Марье-Моревне» принц убивает Кощея палицей, и подстраивает падение яги в огненную реку. Здесь намек на погребальный костер, уничтожающий труп и производящий очищение. Болезнь нуждается в очищении. Кощея принц сжигает на костре и развеивает пепел.
В русских "духовных стихах" встречаются такие строки:
«Человече, человече, что так долго живешь?
Что так долго живешь, не спекаешься?» "

Таким образом старики жили, пока были полезны обществу.