Владимир Соловьёв, избранное
На модерации
Отложенный
Общественный строй должен опираться на какое-нибудь положительное
основание. Это основание имеет или характер безусловный, сверхприродный и
сверхчеловеческий, или же оно принадлежит к условной сфере данной
человеческой природы: общество опирается или на
воле Божией, или на воле
людской, на
воле народной. Против этой дилеммы нельзя возражать тем, что
общественный строй может определяться силой государственной власти
правительства, ибо сама эта государственная власть, само правительство на
чем-нибудь опирается: или на воле Божией, или на воле народной.
Первый член дилеммы был отвергнут западной цивилизацией: французская
революция, решительно разделавшись с традиционными началами, решительно
установила демократический принцип, по которому общественный строй опирается
на воле народа.
Воля народа, с этой точки зрения, есть не более как воля
совокупности лиц, составляющих народ. В самом деле, великая революция начала
с провозглашения, что человек как такой имеет безусловные права, имеет их по
природе, в силу своего человеческого достоинства; а так как всем лицам
одинаково принадлежит общечеловеческое достоинство, составляющее источник
всех прав, то все лица необходимо равноправны. (далее в комментариях)
Комментарии
Если воля народного большинства есть основание и единственное основание
всех прав и всякого закона и если воля народного большинства естественно
ставит себе предметом благосостояние этого большинства, то это
благосостояние является высшим правом и законом. И если один класс, если
меньшинство народа пользуется в действительности большим материальным
благосостоянием, нежели большинство, то с этой точки зрения это является
злоупотреблением и неправдой.
Таково настоящее положение дела. Революция, утвердившая в принципе
демократию, на самом деле произвела пока только плутократию. Народ управляет
собою только de jure, de facto же верховная власть принадлежит ничтожной
его части -- богатой буржуазии, капиталистам. Так как плутократия по природе
своей вообще доступна для всякого, то она и является царством свободного
соревнования, или конкуренции. Но эта свобода и равноправность являются для
большинс...
пролетариев, в котором равенство есть равенство нищеты, а свобода очень
часто является как свобода умереть с голоду. Но существование постоянного
пролетариата, составляющее характеристическую черту современной западной
цивилизации, именно в ней-то и лишено всякого оправдания. Ибо если старый
порядок опирался на известные абсолютные принципы, то современная
плутократия может ссылаться в свою пользу только на силу факта, на
исторические условия.
основано и древнее рабство, что не помешало ему исчезнуть. Если же говорить
о справедливости, то не справедливо ли, чтобы богатство принадлежало тому,
кто его производит, то есть рабочим? Разумеется, капитал, то есть результат
предшествовавшего труда, столь же необходим для произведения богатства, как
и настоящий труд, но никем и никогда не была доказана необходимость их
исключительного разделения, то есть что одни лица должны быть только
капиталистами, а другие только рабочими.
(Вл. Соловьёв "Чтения о богочеловечестве")
постарше будет приснопамятного "краснобая" лет на 100.