Николай Иванович Вавилов. Память.

 

«Есть люди, благословенные богами, ум которых освещает все их лицо. Без вмешательства каких-либо канцелярий они входят в жизнь, великие работники умственной категории. Они редки. И вот один из них», – такую характеристику дал Николаю Ивановичу Вавилову французский журналист во время визита ученого во Францию в 1933 году. 

Вавилов был арестован в августе 1940 года во время одной из экспедиций по сбору растений. Он исчез, и о судьбе его не знал никто: ни родные, ни друзья, ни коллеги. А между тем ученый был доставлен во внутреннюю тюрьму НКВД, где находились особо опасные для режима преступники. Он, создававший высокоурожайные сорта растений, был обвинен во вредительстве, в развале сельского хозяйства.

А всемирное признание его трудов были расценены как шпионская деятельность. 

400 допросов, общей протяженностью более 1700 часов. Но всемирная известность ученого не позволила коммунистам привести приговор в исполнение. Судьбой ученого интересовались известные генетики, а английские коллеги в 1942 году избрали его членом Лондонского Королевского общества.

В период наступления немцев под Москвой, в октябре 1941 года, заключенных срочно увозили на восток. В переполненном вагоне Вавилов был доставлен в Саратовскую тюрьму, где заключенных несколько дней продержали во дворе под открытым осенним небом, а затем втиснули в камеры. Николай Иванович умер в тюрьме от истощения 26 января 1943 года. Похоронен в общей яме.