Право и государство
На модерации
Отложенный
(возвращение к прежнему).
Со времен Платона, Аристотеля и Полибия столько сказано и такие горы томов написаны о природе власти, что и добавить к этому нечего.
Однако Иван Ильин заявил что «С незапамятных времен люди и народы объединяются в государства и участвуют в политическом общении, и размеры исторически накопленного ими политического опыта поистине огромны. И тем не менее мы должны признать, что первая и основная аксиома политики не постигнута большинством людей. Эта аксиома утверждает: что право и государство возникают из внутреннего духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания».
Очень интересная, как бы сказали некоторые – позитивная аксиома, однако нужно уточнить кое-что о «духовном мире человека».
И тут приходится повторяться. Если материальное, есть производное от материи, то есть от того, что дано нам в наших ощущениях, постигнуто непосредственно нашими органами чувств, в конце - концов – это то, что нас окружает, как только мы проснемся, то к какой реальности оперирует понятие «духовности»?
Очевидно, сознательно или подсознательно, но мы признаем, что есть мир духов и, следовательно, духовное – это то, что соотносится с этим миром! Что же мы знаем об этом мире? Точнее, о чем мы догадываемся, когда говорим – «этот человек бездуховный», или напротив – «одухотворенный человек»!
Не стану плести разнообразные словесные петли, вокруг да около и скажу, что человеческая душа соединена с той, или иной духовной сущностью. И определение человека, как «бездуховного» фактически означает, что его душа соединена с духом, который призывает человека к антисоциальному (животному) поведению. Так что Иван
Ильин прав, что государство создается из внутреннего мира людей, объединенных исторически на определенных территориях.
Но при этом следует уточнить изначальную природу человеческого существа, корнями своими уходящую в животный мир. Что характеризует стайных (стадных) животных? Определим это качество, как волю к власти! Волю неосознанную, инстинктивную, но, тем не менее, властную!
Дарвинисты назвали бы это внутривидовой борьбой, ну может быть добавили – за обладание самками! На самом деле в этой борьбе и самки участвуют на равных с самцами. Примеры приводить не стану, хотя есть очень красочные наблюдения за волками.
Итак – воля к власти создает стада, прайды, стаи. Здесь корень и начало формирование человеческих стай. Человеческие стаи внесли в животный инстинкт осознание собственной воли к власти: – «Я так хочу»!
Так включилась социальная внутривидовая борьба, началась эпоха политического человека.
Если у природного человека только что отделившегося от мира животного его духовная сущность была соединена с духами столь же низкими, то есть потакающими животным инстинктам, то со временем появилось осознание и о духовном мире противостоящим его животному состоянию.
Так появились первые религии и первые дуалистические представления о духовности и, конечно же, о духах.
Древние люди были в этом вопросе куда более последовательны, чем мы в века поголовного просвещения и полетов на Луну. Полагаю, что это уточнение поможет глубже понять аксиому Ивана Ильина.
P.S.
Небольшое послесловие вызвано некоторыми вопросами ко мне. В частности еще раз хочу подчеркнуть один очень важный момент. Не нравственность и моральность порождает религиозность, а как раз все наоборот – религиозность порождает ту, или иную мораль, те, или иные нравственные установки.
Не мед делает пчелу, а пчела – мед.
Не яд гадюки делает её гадюкой, а гадюка по своей природе вырабатывает яд. Так и народ по своей духовной природе создает государство, а не государство создает человека!
Это давно поняли конструкторы-политтехнологи и взялись за образование и в первую очередь за язык, ибо язык – это и есть духовная основа, или иначе сказать – матрица, постоянно воспроизводящая соответствующий себе тип государства!
Политически оно может быть организовано по-разному, но в глубине своей – оно, государство, остается адекватным этой матрице.
Прокопьевск 2017 ноябрь.
Комментарии