Возлюби врага своего

На модерации Отложенный

Как христианство понимает заповедь "Возлюби врага своего"?

Что же это за любовь к врагу и кто есть враг?

Вот, например, как отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: “Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть.” (http://www.pravoslavie.ru/6187.html)

А вот как трактует эту заповедь Иоанн Златоуст на сайте “Толкования Священного Писания” Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь: “В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних, и делает то, что они отходят от обиженных, удивляясь их кротости, и наконец, из неприятелей и врагов делаются не только их друзьями, но даже самыми близкими людьми и рабами.” ( http://bible.optina.ru/new:mf:05:39)

Вы к злодею, нанёсшему удар, с любовью, а он в Вас штыком, пулей, бомбой; вы к нему с этой любовью, а он вырезает весь ваш народ от мала до велика, включая детей; вы его прощаете, а ему плевать на ваше прощение; вы к нему с любовью, а он ваши семьи и толпы людей отправляет в печь или газовые камеры; вы ему подставляете левую щёку, а он отрезает вам голову...

Легко себе представить, что было бы с сирийским народом, жителями Донецкой и Луганской областей, если бы они сочли оголтелую толпу религиозных фанатиков ИГИЛ и неофашистов Украины “пристыженными”. А что было бы с Россией и её народом, если бы наши предки покорно склоняли голову перед лицом военной интервенции Германии, Франции, Швеции, Великобритании, Японии, Турции, Польши..., любой иностранной агрессии?! Что было бы с Россией и всеми нациями, населяющими страну, в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.?! А.Гитлер и фашисты, не получив должного отпора, были бы “пристыженными” и стали бы лучшими друзьями, осознав всю мерзость и античеловечность собственных деяний?!

Таким образом, христианство, призывая слепо к всепрощению злодеяний, воспитывает человека-раба, равнодушного к боли и страданиям и собственным и других людей. Если человек проходит смиренно, когда женщину, например, насилуют или пытаются кого-то убить, то этот человек становится в один ряд с насильниками и убийцами. Бездействие перед лицом зла являет собой такое же преступное деяние, как и совершаемое злодеяние.

Так кто же этот враг, которого можно и нужно возлюбить, как самого себя?

Если учесть, что главный враг - тёмная сторона души человека (не отрицайте, ибо в каждом человеке присутствует и то и другое, каждый потенциально способен на добро и злодеяние), то это послание Христа - не призыв к всепрощению злодеяний внешних, физических, дабы “пристыдить” злодея, а борьба с тёмной стороной своей души – истинным врагом своей сущности через освещение её любовью. Возлюбить врага, как самого себя – означает возлюбить и принять тёмную сторону своей души, ибо она присутствует в каждом человеке. В моём эссе "Непротивление злу" эта мысль проходит красной нитью.

"Возлюби врага своего" не исключает "Око за око", как считают многие, а дополняет, ибо "Око за око" и "Зуб за зуб" – не призыв к мщению, а означает, что на любое (позитивное - доброе или негативное - злое) воздействие всегда будет строго адекватная реакция Вселенной.

Не забывайте об этом “враге”, живущем в вашей душе и он, действительно, может преобразиться в доброго, лучшего друга. Все послания Христа пронизаны единой мыслью о преобразовании души и духовного мира человека, и, через индивидуальное преображение, происходит качественное изменение всего человечества и окружающего мира. Всегда, во все времена, везде, все преобразования и изменения происходили и происходят от единичного - к множественному, от внутреннего - к внешнему.

 

Насельник – житель, обитатель какой-либо страны, местности, селения, населенного пункта, жилого помещения; монах или послушник, постоянно живущий в монастыре и подчиняющийся его уставу. (прим. автора)