Эрос и Цивилизация

На модерации Отложенный

Герберт Маркузе в своей книге «Эрос и цивилизация» связывая психоанализ и политику ссылается на утверждение Фрейда о том, что неврозы коренятся не только в индивидуальной патологии, но и в организации существующего общества, которое подавляет потребности и влечения человека, прежде всего, сексуальное влечение. Фрейд в этом утверждении, по словам Маркузе, представил всё человечество в качестве своих потенциальных пациентов.

Имея ввиду глобальную технологию сублимации эротической энергии в экономическую активность по Маркузе, мы здесь рассматриваем диагностику массового расстройства по Фрейду.

Корень видовой патологии - в перемещении творческой энергии от приятия смыслового и чувственного пространства за рамками Эго (ЭРОС) до фрустрации этого пространства в трудовой преобразовательной (разрушительно-созидательной) деятельности или в прямой агрессии войны (ТАНАТОС).

В использовании данной массовой патологии лежит заинтересованность социально-экономических государственных институтов господства и военно-политические интересы прямого диктата. Свобода от реальности выживания, ОТКЛАДЫВАЮЩЕЙ ПРЯМУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ЭРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ до стадии комфорта, крайне невыгодна иерархиям господства и диктата глобальной имущественной иерархии. Таким образом, искусственно поддерживаемая бедность и неудовлетворенность – это генератор энергии социума, питающегося нашими нереализованными желаниями.

Эстетика мироощущения берет начало в Эросе. Для трансформации либидо в созерцательность и осознанность требуется отдых, уравновешенность, гармоничность и концентрация, что в совокупности обеспечивается имущественным достатком и наличием свободного времени для самоуглубленной настройки на чувственное самопознание. НИЧЕГО ЭТОГО НЕ ДАЁТ СОЦИУМ. Системе Власти важен не столько фактор производительности, сколько континуум тотальной занятости (психологической вовлеченности в трудовой процесс), исключающий использование либидо в интересах собственного личностного роста и наполненности природным счастьем чувственно полноценной эротической любви. Время – это то, чем мы расплачиваемся за упущенное во времени же потенциальную реализацию наших сущностных потребностей.

У нас остается только символ нереализованности (или псевдо-потенциальной реализованности) – деньги, которые мы тратим на суррогатные состояния счастья, квази-оргазмическое физиологическое расслабление от потребления промышленного и сервисного продукта.

Нашу истинную сущность лишают свободы необусловленного бытия и времени собственно жизни ровно в той же степени, в которой общество делает из нашего физического тела инструмент труда-расслабления вместо инструмента удовольствия-осознанности.

Критическое отношение к экономическому диктату снимается в организованном социуме «принципом лотереи». То есть каждый встроенный в матрицу либидозной нервно-психологической «откачки» мечтает о богатстве, как о символе реализации всех отложенных желаний. Обман лишь в том, что желание формируется как плод – строго в своё время и нельзя откладывать весну и переносить её на осень «по объективным обстоятельствам». Жизнь не обманешь и не встроишь в свои планы социального становления и профессионального роста.

Мы видим, что автономия от общества суррогатных ложно-репрессивных потребностей почти невозможна, только если не изменится паразитарная энергетическая структура ВСЕГО общества. Это предполагает ОТКАЗ от благ цивилизации в части патологических излишеств, не связанных с удовлетворением естественных человеческих потребностей. Именно преодоление этой материально-потребительской экспансии в природу лежит единственная возможность её сохранения и обретения человеком природного счастья «здесь и сейчас».

Но сама Система убивает в человеке стремление к освобождению. Добровольный отказ от бытовых возможностей цивилизации для него абсурден и не имеет никаких понятных оснований. Вопрос альтернативного бытия не актуален.

ВИДИМОСТЬ ИЗОБИЛИЯ снимает психологическую пропасть между желаемым и действительным, только и желаемое, и действительное являются психологической подменой, образной имитацией, фетишем сублимации.