К столетию
25 октября 1917 года, в результате неблагоразумных действий людей и стечения трагических обстоятельств, в уже переживавшей революцию России случилась катастрофа: вооруженный бунт большевиков или октябрьский переворот, который позже решили назвать «Великой Октябрьской социалистической революцией».
Тем читателям, у которых не было времени или желания вникать, что это вообще было, кто это сделал и почему, предлагаются к прочтению некоторые заметки живописца, театрального художника, педагога и писателя Константина Коровина, который наблюдал за развитием этого печального события и кое-что записывал в своем дневнике. По большому счету это все, что нужно знать о большевиках и диктатуре пролетариата, о природе последующего за бунтом советского социализма и о неосуществимости обещанного коммунизма.
Также, в целях притупления чувства гадливости во время чтения, к тексту прилагаются прекрасные работы художника.

Один взволнованный человек говорил мне, что надо все уничтожить и все сжечь. А потом все построить заново.
— Как, — спросил я, — и дома все сжечь?
— Конечно, и дома.
— А где же вы будете жить, пока построят новые?
— В земле, — ответил он без запинки.
...
Странно тоже, что в бунте бунтующие были враждебны ко всему, а особенно к хозяину, купцу, барину, и в то же время сами тут же торговали и хотели походить на хозяина, купца и одеться барином.
…
Один коммунист, Иван из совхоза, увидел у меня маленькую коробочку жестяную из-под кнопок. Она была покрыта желтым лаком, блестела. Он взял ее в руки и сказал:
— А все вы и посейчас лучше нашего живете.
— Но почему? — спросил я. — Ты видишь, Иван, я тоже овес ем толченый, как лошадь. Ни соли, ни сахару нет. Чем же лучше?
— Да вот, вишь, у вас коробочка-то какая.
— Хочешь, возьми, я тебе подарю.
Он, ничего не говоря, схватил коробочку и понес показывать жене.

Во время так называемой революции собаки бегали по улицам одиноко. Они не подходили к людям, как бы совершенно отчуждавшись от них. Они имели вид потерянных и грустных существ. Они даже не оглядывались на свист: не верили больше людям. А также улетели из Москвы все голуби.
...
Были дома с балконами. Ужасно не нравилось проходящим, если кто-нибудь выходил на балкон. Поглядывали, останавливались и ругались. Не нравилось. Но мне один знакомый сказал:
— Да, балконы не нравятся. Это ничего — выйти, еще не так сердятся. А вот что совершенно невозможно: выйти на балкон, взять стакан чаю, сесть и начать пить. Этого никто выдержать не может. Летят камни, убьют.

Учительницы сельской школы под Москвой, в Листвянах, взяли себе мебель и постели из дачи, принадлежавшей профессору Московского университета. Когда тот заспорил и получил мандат на возвращение мебели, то учительницы визжали от злости. Кричали: «Мы ведь народные учительницы, на кой нам чёрт эти профессора! Они буржуи!».
…
Я спросил одного умного комиссара: «А кто такой буржуй, по-вашему?» Он ответил: «Кто чисто одет».

Деревня Тюбилки взяла ночью все сено у деревни Горки. В Тюбилке сто двадцать мужиков, а в Горках тридцать.
Я говорю Дарье, которая из Тюбилок, и муж ее солидный, бывший солдат:
— Что же это вы делаете? Ведь теперь без сена к осени весь скот падет не емши в Горках.
— Вестимо, падет, — отвечает она.
— Да как же вы это? Неужто и муж твой брал?
— А чего ж, все берут.
— Так как же, ведь вы же соседи, такие же крестьяне. Ведь и дети там помрут. Как же жить так?
— Чего ж… Вестимо, все помрут.
Я растерялся, не знал, что и сказать:
— Ведь это же нехорошо, пойми, Дарья.
— Чего хорошего. Что уж тут… — отвечает она.
— Так зачем же вы так.
— Ну, на вот, поди… Все так.

Что бы кто ни говорил, а говорили очень много, нельзя было сказать никому, что то, что он говорит, неверно. Сказать этого было нельзя. Надо было говорить: «Да, верно». Говорить «нет» было нельзя — смерть. И эти люди через каждое слово говорили: «Свобода». Как странно.
…
Один латыш, бывший садовник-агроном Штюрме, был комиссар в Переяславле. Говорил мне:
— На днях я на одной мельнице нашел сорок тысяч денег у мельника.
— Где нашли? — спросил я.
— В сундуке у него. Подумайте, какой жулик. Эксплуататор. Я у него деньги, конечно, реквизировал и купил себе мотоциклетку. Деньги народные ведь.
— Что же вы их не отдали тем, кого он эксплуатировал? — сказал я. Он удивился:
— Где же их найдешь. И кому отдашь. Это нельзя… запрещено… Это будет развращение народных масс. За это мы расстреливаем.

Больше всего любили делать обыски.
Хорошее дело, и украсть можно кое-что при обыске. Вид был у всех важный, деловой, серьезный. Но если находили съестное, то тотчас же ели и уже добрее говорили:
— Нельзя же, товарищ, сверх нормы продукт держать. Понимать надо. Жрать любите боле других.
…
При обыске у моего знакомого нашли бутылку водки. Её схватили и кричали на него: «За это, товарищ, к стенке поставим». И тут же стали её распивать. Но оказалась в бутылке вода. Какая разразилась брань… Власти так озлились, что арестовали знакомого и увезли. Он долго просидел.
…
Коммунисты в доме Троцкого получали много пищевых продуктов: ветчину, рыбу, икру, сахар, конфеты, шоколад. Зернистую икру они ели деревянными ложками по килограмму и больше каждый. Говорили при этом:
— Эти сволочи, буржуи, любят икру.

Весь русский бунт был против власти, людей распоряжающихся, начальствующих, но бунтующие люди были полны любоначалия: такого начальствующего тона, такой надменности я никогда не слыхал и не видал в другое время. Это было какое-то сладострастие начальствовать и только начальствовать.
…
Тенор Собинов, всегда протестовавший против директора Императорских театров Теляковского, сам сделался директором Большого оперного театра. Сейчас же заказал мне писать с него портрет в серьезной позе. Портрет взял себе, не заплатив мне ничего. Ясно, что я подчиненный и должен работать для директора. Просто и правильно.
…
Ехал в вагоне сапожник и говорил соседям:
— Теперь сапожки-то, чего стоят. Принеси мне триста тысяч, да в ногах у меня поваляйся — сошью, а то и нет. Во как нынче.

На рынке в углу Сухаревой площади лежала огромная куча книг, и их продавал какой-то солдат. Стоял парень и смотрел на кучу книг. Солдат:
— Купи вот Пушкина.
— А чего это?
— Сочинитель первый сорт.
— А чего, а косить он умел?
— Нет… Чего косить… Сочинитель.
— Так на кой он мне ляд.
— А вот тебе Толстой. Этот, брат, пахал, косил, чего хочешь.
Парень купил три книги и, отойдя, вырвал лист для раскурки.
…
Староста-ученик, крестьянин, говорил на собрании:
— Вот мастер придет в мастерскую, говорит все, что хочет, и уйдет, а жалованье получает. А что из этого? Положите мне жалованье, я тоже буду говорить, еще больше его.
Ученики ему аплодировали, мастера молчали.

В Школу живописи в Москве вошли новые профессора и постановили: отменить прежнее название. Преподавателей называть мастерами, а учеников подмастерьями, чтобы больше было похоже на завод или фабрику. Самые новые преподаватели оделись, как мастера, надели черные картузы, жилеты, застегнутые пуговицами до горла, как у разносчиков, штаны убрали в высокие сапоги, все новое. Действительно, были похожи на каких-то заводских мастеров.
Я увидел, как профессор Машков доставал носовой платок. Говорю ему:
— Это не годится. Нужно сморкаться в руку наотмашь, а платки — это уж надо оставить.
Он свирепо посмотрел на меня.

Был жетон: «Да укрепится свобода и справедливость на Руси».
Я получил бланк. Бланк этот был напечатан после долгих и многих обсуждений Всерабиса (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств). В графах бланка значилось:
Размер.
Какой материал.
Холст, краски, стоимость его.
Время потраченного труда.
Подпись автора.
Цена произведения определялась отделом Всерабиса.
В Школе живописи мастера и подмастерья. Все было хорошо, но с подмастерьем было трудно. Их работу надо было расценивать. Трудно было вводить справедливость. Трудно. Кто сюпрематист, кто кубист, экс-импрессионист, футурист — трудно распределить. Что все это стоит, по аршину или как ценить? Да еще на стене написано: «Кто не работает, тот не ест». А есть вообще нечего было. А справедливость надо вводить.
У Всерабиса и мастеров ум раскорячивался, как они говорили. Заседания и денные, и ночные. Постановления одни вышибали другие. Трудно было, один предлагал то, а другой совсем другое. И притом жрать хочется до смерти. Вот как трудно вводить справедливость и равенство. Все ходили измученные, бледные, отрепанные, неумытые, голодные. Но все же горели энергией водворить так реформы, чтобы было как можно справедливее.
И их души не догадывались, что главная потуга их энергии — это было не дать другим того, что они сами не имеют. Как успокоить бушующую в себе зависть? А так как она открылась во всех, как прорвавшийся водопад, то в этом сумасшедшем доме нельзя было разобрать с часу на час и с минуты на минуту, что будет и какое постановление справедливости вынесут судьи.
Странно было видеть людей, охваченных страстью власти и низостью зависти, и при этом уверенно думающих, что они водворяют благо и справедливость.

https://ruslankuznetsov.livejournal.com/148232.html
Комментарии
Тут автор допустил неточность, которая внедряется в головы всех уже сто лет. Да, в октябре 1917-го произошла революция, но это ещё произошло до вооружённого насильственного захвата власти большевиками. В революции большевики были одной из действующих сил, октябрьская революция не была большевицкой. Все силы согласились провести выборы во Всероссийское Учредительное Собрание, которое должно было определить будущее страны и, возможно, выбрать правительство. Может быть, даже коалиционное, ведь в восстании участвовала не одна партия. Задача стояла перед Учредительным собранием непростая, ведь и Временное Правительство, да и сам по себе Акт Отречения от Престола были незаконными. Государь по законам Российской Империи мог отречься от престола только за себя, а он отрёкся и за наследника, Алёшеньки. Не имел он права этого делать по закону! Так что беззаконие в России началось не с захвата власти большевиками и даже не с Февральской Революции, а с Акта Отречения царя.
Совершенно с вами согласен, у революции не может быть даты, потому что это процесс, как и к власти нельзя прийти в один день. Потому и написал: "в уже переживавшей революцию России случился бунт большевиков". С которого начался процесс распада.
Неповторимая получилась революция,- вот и такой вариант.
У них всё под настроение и от наличия суммы в кармане.
Украина показала, как можно превратить людей в ничто, когда для этого вызовут низменные чувства.
У нас-то 7 -го ноября по-прежнему праздник. А вот в России уже нет . И молодежь совсем по- иному дает оценку тем событиям. Прошлое меняет свои приоритеты ...Интересно , почему .
что уж говорить об остальном - катастрофа!
Спасибо, Лариса!
М . Задорнов
Светлая память !
Светлая ему память!
Его офоризмы будут очень долго востребованными.
Русский философ Василий Васильевич Розанов писал: «На предмет надо иметь именно 1000 точек зрения. Это „координаты действительности“, и действительность только через 1000 и улавливается».
Коровин в своих заметках написал чистую правду, в этом нет сомнений, но это только один маленький штрих на огромном теле революции.
"Вся-то пыль земная, весь мусор, хлам мчится в хвосте кометы Ленина...", - записал в начале 1918 года в своем дневнике Михаил Пришвин.
Вот чьи дневники я бы рекомендовал прочесть всем, кто хочет разобраться, что же на самом деле происходило в России в начале прошлого века.
Чтение дневников Пришвина, дело непростое, но если вы вдумаетесь в написанное, оно воздастся сторицей.
Моей любовью стал медвежий угол России, моей неприязнью — мещанский уклад Европы.
Теперь меня будто медведя из берлоги выгнали.
В природе русской мне больше всего дороги разливы рек, в народе русском — его подъемы к общему делу — и как бывало на покосах, и в первое время войны, и в первые дни революции. Как вспомнишь про это и оглянешься вокруг себя — слеза прошибает.
Спасибо за отзыв , Николай Францевич. Михаил Пришвин - конечно , безусловно - это надо прочесть !
У каждого из нас есть история своей семьи , предков , которые были свидетелями или участниками всего , что происходило в нашей стране . Их рассказы - это и есть очевидное , и порой - невероятное .
К революции Россия готовилась более полувека, но получилось то, что и должно было произойти. Вполне демократическая Дума под председательством Родзянко и Гучкова, не смогла удержать в законных рамках разбуженную массу.
"Разбуженная масса" ...Посмотрела пару последних клипов группы " Ленинград " на you tube . Уже свыше 6 млн. просмотров. Прочла отзывы.
Вот это какая масса ? Разбуженная или в анабиозе ?
Хочу понять , что это . Беспредел " генетического отребья " ( из лексикона к. собчак ) , или протест против этого беспредела..
.https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=sl_pxCAcJz4
и еще один :
https://www.youtube.com/watch?time_continue=257&v=ktiONWfSL48
***
ИМЯ:
Руслан Кузнецов
ДАТА РОЖДЕНИЯ:
14 мая
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
Pahoa, Hawaii, United States
***
Автор живет а Америке... и не может писать по другому. и вот его утверждение:
25 октября 1917 года, в результате неблагоразумных действий людей и стечения трагических обстоятельств, в уже переживавшей революцию России случилась катастрофа: вооруженный бунт большевиков или октябрьский переворот, который позже решили назвать «Великой Октябрьской социалистической революцией».
Руслан Кузнецов
И по надерганные высказывания художника, скрашенные его картинами. И, как всегда, без единой ссылки на авторство...
Но чтобы разобраться в этом, нужно познакомиться с большим количеством первоисточников, а своих аргументах ссылаться на документы или авторов, а не бросаться двумя... тремя фразами о совках и коммуняках, как наш уважаемый Михалыч...
Великая Октябрьская Социалистическая революция или Октябрьский переворот
Во все времена антисоветчики любят лить грязь. Они любят лить грязь и понемногу — каплями. Но, как известно, и капля камень точит. Одна из их излюбленных тем — Великая Октябрьская Социалистическая революция. Кажется, какая разница — переворот или революция. Разница есть. Революция — это нечто возвышенное, то ли дело переворот — мелко и подло. Правда они забывают об одной важной особенности революции. При перевороте текущий строй не меняется — просто происходит передел власти.
При революции, кроме смены власти меняется еще и текущий общественный строй.
Сначала рассмотрим цитаты "переворотчиков".
Виктор Резун — великий разоблачитель, как всегда в первых рядах.
Главный рупор демократии, перестроечный Огонек Коротич
"В этом году исполнится 90 лет октябрьскому перевороту 1917 года. Слово «переворот» я употребляю, потому что так это событие в нашей бывшей стране называли официально до 1927 года, когда к его десятой годовщине Сталин начал выстраивать сказку про Октябрь, штурм Зимнего рабочими и крестьянами, а в обиход запустили слово «революция»."
Давайте уточним у либеральной вики что такое госпереворот и чем он отличается от революции.
Смотри далее https://pandoraopen.ru/2016-11-07/velikaya-oktyabrskaya-socialisticheskaya-revolyuciya-ili-oktyabrskij-perevorot/
И даже в 1918 году, даже колчаковцы не могли события Октября назвать "переворотом". Хотя подносили это со своей вышки
http://poltora-bobra.livejournal.com/389053.html
http://www.libussr.ru/
Мой компьютерщик живет на соседней улице , а в ВК - он из Камбоджи.
***
А материал в тему, потому что было (цитата)
"25 октября 1917 года, в результате неблагоразумных действий людей и стечения трагических обстоятельств, в уже переживавшей революцию России случилась катастрофа: вооруженный бунт большевиков или октябрьский переворот, который позже решили назвать «Великой Октябрьской социалистической революцией».
Потому что вся история писалась на востребу действующей власти.
Начиная с Петра 1.
Вон , внизу комментарий Маши. Или она так пишет потому , что живет в Германии ?
Вот и получается , только дураки все знают и во всем уверены , а умные люди - сомневаются. Ты же это все сам прекрасно понимаешь , но трусишь. Зачем ?
А что до тебя, ты из совкового прошлого, с бывшего СССР, с высшим образованием. Уверен, что писано тобою - это не твои убеждения. И прекрасно понимаешь, что "умная и образованная" молодежь доверяет только представленным фактам, а не болтовне каких то маш, выраженные двумя строчками коммента.. И поэтому возвращаю твой вопрос - Зачем?
" Вся проблема этого мира в том , что дураки и фанатики уверены в себе , а умные люди полны сомнений ". Бертран Рассел .