Силовые машины. Агония продолжается.
На модерации
Отложенный
Краткая история перестройки флагмана советского энергомашиностроения или как наши менеджеры разваливают остатки Советской промышленности.
Количество аварий с турбинами возросло в несколько раз. НО это семечки по сравнению с тем, что нас ожидает. Почему - надеюсь поймете из этого эссе.
Турбины и генераторы - это мощь любого государства. Мы всегда делали турбины сами. Турбины - это разрушительная мощь. Здесь не может быть конструкторских ошибок. Мелкие просчеты устраняются при доводках головных образцов. Крупные просчеты - заканчивались печально.
1968 г. Ротор турбины 300 МВт ХТГЗ (начальное давление 240 ата, начальная температура 560 С) развалился на Новочеркасской ГРЭС на 7 частей. Произошло КЗ в генраторе и из-за колебаний оторвалась лопатка турбины. От одной лопатки удар по ротору примерно 78 тонн. Некоторые части ротора улетели на несколько километров.
2004 г Каширская ГРЭС - полное разрушение машинного зала из-за ошибок конструирования и эксплуатации турбоагрегата 300 МВт;
2006 г. 21 декабря. Разрушение бандажного кольца генератора т/а 500 МВт. Сгорело 200 метров крыши, накрыло и вывело из строя соседний блок. Конструкторы разрешили эксплуатацию кольца с дефектом.
Сегодня самые мощные турбины и генераторы делают у нас в Силовых машинах. Если отрвется лопатка на турбине 1000 Мвт в Бушере - удар по ротору 175 тонн. Если оторвется 11 лопаток, как однажды было в польше, то не будет атомной станции. Это катастрофа. Ошибки конструктора быть не должно.
Силовые машины (СМ) - это прежде всего ЛМЗ и Электросила. ЛМЗ - это мировой производитель турбин. Еще 10 лет тому назад мы знали, что каждая 10-я турбина в мире была сделана на ЛМЗ. А вместе с ТМЗ и ХТЗ СССР давал больше 20 % турбин и их строили по всему миру. Электросила, Харьковский генераторный и Новосибирский завод обеспечивали все эти турбины генераторами. Электросила, например, даже в перестройку всегда на высоком уровне проводила научные исследования, работала с молодыми студентами, молодые и немолодые конструктора защищали диссертации. В общем все было почти так, как должно бы быть.
Кроме Электросилы и ЛМЗ в СМ сегодня входит Калужский турбинный завод. Это на этом заводе сделали энергетические установки для Атомных подводных лодок в два раза легче, чем у Американцев. Американцы до сих пор не могут достигнуть такого результата. (Кстати в Монино стоит ракетоносец, рассчитанный на скорость 3 Маха, сделанный Мясищевым еще в начале 60-х годов. Американцы долго не могли даже повторить такой самолет). Этим я хочу заткнуть рот тем, кто все время блеет, что в России нет науки, нет достижений. Если бы не тупость общего руководства страной, мы бы в Перестройку с нашими знаниями должны были выпрыгнуть на недосягаемую высоту.
В начале 90-х годов на ЛМЗ свалилась напасть в виде господина Степанова, который на ваучеры скупил около 40 предприятий машиностроения, в том числе и контрольный пакет ОАО ЛМЗ. К 1994 г. ЛМЗ стал банкротом и не мог оплатить те копеешные научные разрабоки МЭИ, которые тогда велись всего по двум темам (до сих пор не оплатили). Наконец, Степанова поймали на афере. Его Энергомашкорпорация была задним числом переоформлена в г. Вельск под Архангельском, куда хотели вывести ЛМЗ и всех сотрудников заставляли подписать заявление на работу в новую организацию. Вот так Степанов тупо и безмозгло управлял Главным машиностроительным заводом страны. Наконец, примерно, в 1998 г. рабочие на руках вынесли кресло со "степановским" Генеральным директором (не хотел, сучек, уходить добровольно), поставили генеральным Шевченко В.С. и ввели на год внешнее управление.
Все шло прекрасно, турбины шли в Китай, Индию, Иран, Ирак, Румынию, Финляндию и др. страны. Самое тяжелое оказалось позади. Завод имел неплохую прибыль, для Ирана была разработана уникальная турбина 1000 МВт для АЭС "Бушер". Американцы надавили не немцев и те отказались сделать для АЭС "Бушер" тихоходную турбину на 1500 об/мин . Харьковский завод, выпускающий аналогичные тихоходные турбины, тоже был вынужден уступить давлению американцев (вот видите, как наш "друг" Америка всех давит). Но Россия выстояла под этим давлением, а может и выкупила его, не знаю. Уникальность турбины состоит в том, что на короткий немецкий фундамент с двумя огромными цилиндрами низкого давления под тихоходную машину надо было сделать турбину на 3000 об/мин с тремя ЦНД. Во главе с молодым и талантливым главным конструктором Лисянским А.С. эта задача была успешно решена. Как известно, турбина в 2003г. была испытана на стенде завода и уже смонтирована в Иране и ждет пуска АЭС.
В это время вплотную Ираном занялся "Энергомашэкспорт". Когда-то там работали неплохие выпускники МЭИ. Но за годы перестройки разложение коснулось и Энергомашэкспорта. Со своими долгами в 40 МЛН долларов он объединил прибыльные предприятия ЛМЗ и Электросилу, добавил к ним Завод турбинных лопаток (не убыточный по крайней мере) и НПО ЦКТИ. А теперь вдумайтесь, что стало с прибыльными предприятиями, из которых устроили дойную корову. Яковлев довел долг до $ 200 Млн. Его последователь Клочко довел долг до 350 млн. долларов. Затем этот долг вырос до еще больших величин. Вот где поле работы для Генпрокуратуры.
Вы что думаете, наши бизнеманы вложили много в производство.
Конечно, часть денег пропало из-за неэффективного управления и воровства среднего звена (Например, одна из секретарш начальника по кадрам при генерале Вайнзихере получала 300 тыс руб зарплаты, когда у конструктора было 30 тыс.). Большинство денег разными путями уходило в чьи-то карманы, а конструктора получали жалкие гроши, по сравнению с их коллегами из Сименс или Джии, при том, что наши турбины продавались не дешевле, чем западные. После Вайнзихера, который так же не знал, как организовать труд конструкторов и ученых, СМ купил господин Мордашев, владеющий Северсталью. А генералом назначили Костина И.Ю. Но главное не это. Еще в декабре 2003 г. Техническим директором СМ стал Петреня Ю.К., являясь одновремено Гендиректором ЦКТИ. Какой был прок ставить профессора металловеда на должность, кде надо разбираться досконально в конструкциях и понимать либо в турбинах, либо в генераторах. Главные его дела должна разбирать прокуратура, приведем кратко главное.
Техническая политика была провалена полностью, это признавали и Яковлев и Клочко (мне об этом говорил лично) и Вайнзихер. Все они хотели Петреню снять, но он ужом вывертывался и продолжал свою нерадивую политику.
Во-первых, за проектирование одного стандартного теплообменника для турбины в Бушер, завод платил ЦКТИ около 3,5 млн. руб., в то время как КБ на проектирование целой турбины, что на два порядка сложнее и намного больше по объему, получало от завода меньше миллиона.
Страшный удар был нанесен имиджу СМ после реализации патента ЦКТИ на турбине 300 МВт для Лукомльской ГРЭС (Беларусь) и для турбины 165 МВт для Марицы Восток (Болгария). Всего на 3 градуса развернули перо лопатки по этому патенту, лопатки попали в автоколебания. Через несколько дней работы отрывались лопатки два раза в Лукомле и один раз на Марице Восток (помните про 75 тонн).
Все обошлось без жертв. Благодаря грамотным действиям главного конструктора Лисянского, на турбинах быстро исправили лопатки. Турбины дали очень хорошие показатели и честь ЛМЗ была защищена.
В 2003 г. ЛМЗ впервые получил Госконтракт в 450 Млн руб. для подьема экспериментальной базы, а так же научный кредит в 86 млн. для тех же целей.
КБ паровых турбин от государства полагалось в сумме около 250 млн. руб, однако значительная часть средств была Петреней похищена на другие цели, а КБ, не получив ни копейки от научного кредита, стояло на ушах в 2005 году и отчитывалось перед государством Липовыми работами по УОНГ БИ.
Но самый страшный вред - это вероятное нанесение ущерба имджу СМ и ЛМЗ. За украденные деньги завод должен был проверить надежность лопатки 1200 мм для турбины АЭС "Бушер". Если она попадет в автоколебания, а это весьма вероятно, то снесет весь ближний восток. Так как сила отрыва от одной лопатки более 175 тонн и атомная турбина может разрушится, а там пожар с неясными последствиями.
Обо всем этом было доложено еще Клочко и Вайнзихеру, но ни Клочко ни Вайнзихер не приняли никаких мер, что само по себе уголовно наказуемо, а "доносчика", заместителя главного конструктора, талантливого ученого, отвечавшего за выполнение госконтракта, бывшего профессора МЭИ и доктора технических наук, который до прихода на ЛМЗ 25 лет работал с заводом и прекрасно разбирается в конструкциях и прочности турбин, Петреня выдавил из КБ, что само по себе так же уголовно наказуемо.
Наконец, новый хозяин что-то стал понимать, кресло под Петреней закачалось, он вынужден был уйти с поста Гендиректора ЦКТИ. Кстати там он успел провернуть аферу в пользу группы Е4, в которую так же входит ЦКТИ. Всех, кто имел акции ЦКТИ Петреня силой своего положения заставил сдать их.
Но до сих пор какое-то чудо держит Петреню в кресле Техдиректора СМ.
Он путает натурный стенд с маломасштабным, до сих пор не понимает, как работает паровая турбина, какие в ней проблемы и какие научные разработки надо делать. На каком основании он подставил себя в Путинский Совет главных конструкторов, где собраны настоящие грамотные специалисты.
Что бы все внешне выглядело прилично, взялся номинально быть руководителем диссертации Лисянского, хотя ничего в ней не понимает.
А людей на заводах увольняют. Вместо квалифицированных рабочих набирают "узбеков", не понимая, что турбины - это высокотехнологичный и очень сложный продукт. А на станциях пошли аварии. СМ вот уже 5 лет не могут организовать сервис турбин, заявленный в 2005 г. на многих международных конференциях. И здесь тоже полная промашка Петрени.
Главный конструктор ЛМЗ, которого раньше назначал и мог снять только министр, главный конструктор, который раньше определял техническую политику завода и Министерства в области турбиностроения, сейчас никто, мальчик на побегушках со скромной зарплатой. Слова Петрени: их задача (конструкторов) рисовать картинки, а делать будут то, что я скажу. Он не понимает, что создание любой сложной конструкции это высокоинтеллектуальный труд, требующий эвритстического выбора из сотен вариантов наиболее правильного. Все это должно делаться вне плана, без каждодневного давления сроков. Быстро хорошо не получится. Быстро - это поток. Здесь конвейер неприемлем. Главные конструктора и его первые помощники должны творить в спокойной деловой атмосфере. Технический директор ЛМЗ Кондратьев В.Н. под стать Петрене. Бывший парторг, не понимающий как работает уплотнение или подшипник, умеет раздавать только поджопники, причем по пустякам. Он так же мало что понимает в научных исследованиях, хотя за это отвечает.
Таким образом Кондратьевщина и Петреневщина губит старейший коллектив, который сейчас укомплектован частично молодыми специалистами, а все новые разработки держатся на адском труде двух десятков старых специалистов. Если Петреню и Кондратьевых не убрать, скоро не сможем пустить ни одну новую турбину, так как воспитательный процесс новых конструкторов, имеющих научную подготовку и широкий кругозор, давно провален. А главный конструктор в таких скотских условиях не может отследить все вероятные ошибки. П и К не могут быть примером в решении хоть какой нибудь проблемы. Они съедают у завода огромные деньги. А отдача от них близка к нулю и скорее отрицательна.
На Электросиле весь научный корпус разогнали с целью оптимизации численности состава (по Мак Кензи). Видимо спецслужбы США дают список предприятий для Мак -Кензи, где надо провести реструктуризацию, что бы убить конкурентов окончательно, особенно там, где есть ростки Науки. У Американцев мозги устроены так, что они всегда слабы в теории, но зато компенсируют это Экспериментальными исследованиями. А теоретиков они находят во всех других странах.
А нашим менеджерам Силовых машин Наука не нужна. ЦКТИ - научная база СМ, который многие годы имитировал науку и воровал на заводах все, что плохо лежит, уже практически разложилось и не выдало за последние 10 лет хоть сколь нибудь значимого своего варианта турбины или чего-то еще. При Советской власти 30 лет тому назад ЦКТИ называли - раковая опухоль на теле Минэнергомаша. Из-за их некорректного отношения к заводским идеям и разработкам в свое время были очень натянутые отношения между специалистами заводов и ЦКТИ. В некоторые отделы на заводах специалистов ЦКТИ просто не пускали и не давали им свежей новой информаци, так как они бессовестно крали и присваивали, оформляя не только статьи и диссертации, но всякие нормативные документы. Сегодня перед Новым руководством ЦКТИ стоит очень сложная задача, возродить коллектив, который был полностью разложен прежним руководством. Слава богу, во главе поставлен человек, который понимает в газовых турбинах. Может, хоть газовые турбины у нас поднимутся в стране до среднего хотя бы уровня.
В силу сказанного З А Я В Л Я Ю:
1. Прошу считать данное письмо заявлением в прокуратуру России о непринятии прежним руководством СМ мер по предотвращению окончательного развала энергомашиностроения.
2. Обращаюсь к господину Петрене - Уйдите, пока Вы не натворили страшных бед, пока из-за Вас не развалилась очередная турбина. Вы все равно ничего не понимаете в конструкциях и сложных расчетах. Вы не можете руководить конструкторским блоком. Ваше место в Крестах за то, что вы уже натворили.
3. Обращаюсь к господину Кондратьеву. Ваше нормальное место - максимум начальник Цеха или начальник склада. Уйдите на пенсию, не позорьте ЛМЗ. Вы же ничего не понимаете в турбинах. Но Вы технический директор. При Огурцове в кабинете Технического директора диссертации рассматривали, а в вашу бытность, как правильно фаски на чертеже поставить. Сравните себя с любым простым инженером КБ ЛМЗ или Сименс. Ну хоть какой нибудь расчет сможете сделать?. Рассчитать лопатку на прочность?. Или спрофилировать ее корень?. Или может вы расскажете, как течет поток в реактивной ступени? Давайте на спор, вы же не сдадите во ВТУЗе экзамен по турбинам за 4-й курс.
Лучшим Вашим ответом будет исчезновение из области турбин.
Комментарии
Они ещё не всё сделали.
Гибель и развал государства российского начатые при Горбачёве, успешно продолжают нынешние правители.
Хотите предскажу следующие аварии, которые коснутся прямо СМ. Все, что произошло в Узбекистане в августе, скоро будет в Сургуте, так как завод не контролирует свои машины. Где сервис?. И с кем его делать. Когда Балашову (гл. инж. ЛМЗ) в 1995 г. один из нас писал о том, что ребята, срочно берите ремонтные тресты в свои руки и создавайте дочернюю структуру в Москве, Сургуте и пр., иначе скоро нечего собирать будет - ответ был таков: У нас есть партнер - Энергомашэкспорт, он все вопросы закрывает.
От Тюменьэнегоремонта (4000 чел на 1997 г), который мог за границей смонтировать новый агрегат - сейчас осталось 15 чел., а может уже пыль. Господа Ко. Вы потеряли 20 лет в безделье, мышиной возне и мнимой организации труда.
Выводы: 1. Руководство в лице Костина через главных конструкторов должно сейчас собирать широкий круг специалистов и остатки ученых Питера и Москвы не для помпезного трепа к 103 летию КБ, а для выработки программы вылезания из Ж, в которой глубоко застряли.
2. Выгнать тех, кто допустил разгон квалифицированных кадров и не обеспечил им достойную замену. Тем более выгнать тех директоров, которые крысятничают. Кадры решают все.
3. Организовать работу остатков научной интеллигенции Москвы и Питера. Организовать это по образцу 70-х годов, когда специалист приезжал с договором на завод и через два дня его подписывал без всяких проволочек и взяток со стороны ставящих визы.
4. Убрать множество паразитов на теле конструкторов. Они сами скажут, кто мешает.
и еще многое и многое.
Но еще один "пример" нельзя не привести. Разговаривают два директора в 2004 г. из тогдашних 19-ти. Один говорит другому: "Слушай, еще год ловим рыбу в этой мутной воде, а потом надо валить отсюда". Такие записи в ФСБ есть на многих директоров. С неплохой зарплатой они ловили рыбку. Поставили б на их место специалистов по 2 тыс. долларов - они бы, во-первых, дело делали, во-вторых, не воровали-бы. Но опять упираемся в Менталитет высшего руководства.
Достаточно поставить мужика и сказать, см. украдешь рубль, останешься без яиц.
Но, почему-то, таких не ставят. В мутной воде яиц не видно.
Энергомашэкспорт только экспортировал оборудование производства ЛМЗ, Электросилы (и не только) на экспорт т.е. в страны дальнего зарубежья. В РФ он ничем не занимался.
Кстати, обратите внимание, что Силовые машины образовались по моему году в 1999. И они также скупилив последствии Энергомашэкспорт как и ЛМЗ, Электросилу, ЦКТИ, ЗТЛ.
В руководстве Силовых машин нет и не было «выходцев» из Энергомашэкспорта. Все нормальные люди из Энергомашэкспорта (да его уже и не осталось то совсем, какие то жалкие остатки если говорить об Энергомашэкспорте который был в Москве) уже давно уволились либо уволены.