Стратегическая ошибка обоих Владимиров
На модерации
Отложенный
Для экономического прорыва православному миру не хватает собственной Реформации
Одним из наиболее отчетливых трендов в деятельности российских властей в последние годы стала православная реставрация. Ремонтируются старые храмы, строятся новые, по Федеральному закону № 327 от 2010 года Церкви передается государственное и муниципальное имущество, в том числе и то, какое никогда не принадлежало РПЦ, – от протестантских кирх в Калининградской области до Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сотни тысяч человек выстраиваются в многочасовые очереди для почитания религиозных реликвий, кампании озабоченных верующих против не нравящихся им книг и кинофильмов приобретают национальные масштабы и фантасмагорические черты. Оскорбление чувств верующих, безотносительно к тому, что под этим понимается, в 2013 году было переведено из разряда административного правонарушения в уголовное преступление, на этом основании сотни граждан ежегодно подвергаются преследованиям силовиков, не говоря уже об осужденных на «двушечку» за панк-молебен. Государственные руководители не пропускают ни одного богослужения на Рождество и Пасху, летают на богомолье в Херсонес и на Валаам, торжественно отмечают годовщины Крещения Руси и воздвигают памятники князю Владимиру, называют Крым сакральным местом и российской Меккой, обнаруживают в православии ключевой элемент, создавший единую русскую нацию и единое национальное русское государство.
Православие (как и любая другая религия) – это не только система представлений и верований, не только предметы искусства и образцы архитектуры, но прежде всего определенный набор правил поведения – между самими верующими, между верующими и неверующими, между людьми и властью. Этот кодекс является одним из самых мощных и долгосрочных по силе и времени воздействия на различные стороны человеческого поведения. Влияние различных конфессий на экономическое и политическое поведение людей как минимум со времени Макса Вебера стало предметом исследования академической науки. В России негативное воздействие православия на политическое развитие страны отмечалось многими отечественными мыслителями – от Петра Чаадаева до Дмитрия Фурмана.
Накопленные за последнее время данные позволяют получить количественное представление о воздействии различных конфессиональных кодексов поведения на долгосрочные темпы экономического роста в странах с преобладанием лиц, приверженных тому или иному вероисповеданию. Следует отметить, что факт нерелигиозности многих или даже большинства граждан той или иной страны еще не означает моментального прекращения действия в ней кодекса поведения, сложившегося за столетия господства в ней той или иной конфессии. Так, несмотря на широкое распространение агностических взглядов, сегодняшняя Швеция, например, по правилам поведения многих своих граждан по-прежнему остается преимущественно протестантской, Польша – католической, Россия – православной.
Пять веков конфессиональной конкуренции
График 1 долгосрочного экономического роста в 1600–1950 годах в странах Старого Света (Европа, Ближний Восток, Северная Африка) в зависимости от конфессиональной принадлежности большинства их жителей построен по базе данных Ангуса Мэддисона. Средневзвешенное значение ВВП на душу населения по паритетам покупательной способности валют в постоянных ценах Гэри-Камиса 1990 года для протестантских стран по каждому году взято за 100%. Соответствующие средневзвешенные значения ВВП на душу населения по группам стран иной конфессиональной принадлежности исчислены в процентах к среднему уровню протестантских стран. К протестантским странам Старого Света отнесены: Великобритания, Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция; к католическим: Австрия, Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Португалия, Франция; к православным: Греция; к исламским: Египет, Ирак, Иран, Марокко, Турция. График для России (Русского царства, Российской империи, СССР, Российской Федерации) построен отдельно.
Как видно по графику 1, главной особенностью более чем 350-летнего экономического роста стран Старого Света в зависимости от конфессиональной принадлежности их жителей является относительно высокая устойчивость его основных параметров при наличии некоторых отклонений.
|
Инфографика автора |
В 1600 году наиболее богатыми странами этого региона мира были католические государства. Следом за ними шли протестантские страны, в которых ВВП на душу населения в среднем был на 7% ниже. Россия и исламские страны по уровню своего экономического развития мало отличались друг от друга и в целом отставали – и от католических стран (примерно на 40%), и от протестантских (примерно на 36%). Другая православная страна (Греция) была беднее России (примерно на 12%) и по уровню своего развития отставала от протестантских стран почти на 44%.
В течение XVII столетия наиболее быстро развивались экономики протестантских стран. Страны с преимущественным распространением других вероучений заметно отстали от них, так что к 1700 году все другие группы стран стали беднее протестантских, в том числе: католические – в среднем на 12%, Россия – примерно на 40%, мусульманские страны – более чем на 48%, православная (Греция) – на 51%.
За следующие 120 лет – к 1820 году – протестантские страны ушли в экономическом развитии дальше других. Отставание от протестантских других групп стран увеличилось: католических – до 18%, православных – до 52%, исламских – на 57%. В то же время в результате петровских (Петра I и Петра III), екатерининских, александровских реформ, а также благодаря включению в состав Российской империи густонаселенных территорий Балтии, Финляндии, Великого княжества Литовского, Королевства Польского со значительным неправославным, более предприимчивым и более зажиточным населением отставание России от протестантских стран сократилось до 34% (по сравнению с 40% в 1700 году), от католических стран – до 20% (по сравнению с 33%).
В течение последующего почти полного столетия (1820–1913) протестантские страны продолжали укреплять свое лидерство по темпам и уровню экономического развития. Отставание от них католических стран увеличилось в среднем с 18% в 1820 году до 29% в 1913-м, православных – с 52 до 61%, исламских – с почти 2,5-кратного до 4-кратного. В России николаевский застой (период правления Николая I) способствовал возобновлению отставания страны от Западной Европы, запоздавшие Великие реформы 1860–1870-х годов смогли лишь его замедлить, но не смогли его преодолеть, а начавшиеся затем процессы русификации империи и православной реставрации в конце XIX века (Александр III, Константин Победоносцев) еще более усугубили ситуацию. К 1913 году отставание России от протестантских стран возросло до 61% (по сравнению с 34% в 1820 году), от католических – до 45% (по сравнению с 20% в 1820 году).
В период 1913–1950 годов положение основных групп стран Старого Света относительно друг друга практически не изменилось. Протестантские страны продолжали лидировать, отставание от них других стран оказалось в 1950 году почти таким же, что и в 1913 году: католических – на 31%, православных – на 65%, исламских – почти в четыре раза. Существенной особенностью этого периода стало лишь заметное сокращение отставания России (в виде СССР): от протестантских стран – до менее чем 2-кратного, от католических стран – на 21%.
Возможно, этот ускоренный рост в какой-то степени был связан в том числе и с существенным ослаблением православного кодекса поведения в экономической и общественной жизни Советского Союза.
Послевоенные годы
График 2 экономического роста в 1950–2016 годах построен для всех стран Старого Света, по которым есть соответствующие данные.
Послевоенные годы стали свидетелями изменения некоторых, казалось бы, уже ставших весьма устойчивыми тенденций. Католические страны, возможно, в результате мощного реформаторского движения, символом которого стал Второй Ватиканский собор (1962–1965 годы), заметно сократили свое отставание от лидеров – их уровень экономического развития повысился с 65% от уровня протестантских стран в 1950 году до 80% в 2009 году. Православные страны (без России) также заметно улучшили свое положение в первые три десятилетия, сократив отставание от протестантских стран с почти 4-кратного в 1950 году до 2,5-кратного во второй половине 1970-х – первой половине 1980-х годов. Мусульманские страны, кажется, приостановили процесс своего относительного падения – ВВП на душу населения в них в последние десятилетия колеблется в пределах 21–33% от уровня развития протестантских стран.
Россия (СССР) в 1950–1980-е годы сохраняла более или менее постоянную дистанцию от протестантских стран, отставая от них по уровню экономического развития примерно вдвое. Во время Великой российской депрессии 1990–1998 годов российский ВВП на душу населения рухнул, оказавшись в 1998 году вчетверо ниже, чем в среднем в протестантских странах, практически сравнявшись со средним уровнем развития мусульманских стран. Российское экономическое чудо нулевых годов позволило преодолеть часть накопленного за время депрессии отставания, так что в 2013 году величина отставания России от протестантских стран сократилась до 59%. Однако в последние четыре года отставание нашей страны от протестантских и католических стран возобновилось.
|
Инфографика автора |
По состоянию на 2016 год российский ВВП на душу населения составляет лишь 38% от среднего уровня протестантских стран и 48% от среднего уровня католических стран. Это самый низкий уровень относительного развития нашей страны за четырехвековой период (за исключением периодов двух мировых войн и Великой российской депрессии 1990–1998 годов).
Ключевой особенностью приведенных результатов долгосрочных измерений экономического роста является минимизация в них влияния большинства традиционно рассматриваемых кратко- и среднесрочных факторов экономического роста, как то: характер экономической политики, правовая система, политический режим, государственное устройство. Из сколько-нибудь значимых и количественно идентифицируемых факторов в них, по сути, остается только один – религиозная принадлежность значительной части (большинства) населения, или – точнее – особенности массового (в том числе экономического, правового, политического) поведения людей, возникшие, распространенные и закрепленные благодаря правовому кодексу, характерному для той или иной религиозной традиции.
В самом деле, что, кроме католического культурного наследства, объединяет многих жителей Франции времен Бурбонов, обоих Наполеонов, Пятой Республики? Что, кроме протестантского кодекса поведения, является общим для населения Прусского герцогства Альбрехта Бранденбургского, Королевства Пруссии Фридриха Великого, Германской империи Вильгельма II, современной Федеративной Республики Германии? Что, кроме правил поведения, основанных на православии, соединяет наших предков времен Русского царства Алексея Михайловича, Российской империи – от Петра I до Николая II со многими гражданами нынешней Российской Федерации?
Выделение одного из важнейших факторов долгосрочного экономического развития – кодекса поведения людей, основанного на их религиозной приверженности, – позволяет оценить его влияние на долгосрочные темпы экономического роста человеческих обществ. В последние четыре столетия наиболее способствующим поддержанию высоких темпов экономического роста являлся кодекс поведения, базирующийся на протестантских ценностях. На втором месте, особенно после реформ 1960-х годов, следует кодекс поведения, присущий католикам.
Византийский урок
Кодекс православных ценностей оказывается не слишком благоприятным для поддержания высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе и, похоже, является одним из важнейших факторов долгосрочного экономического отставания православных стран. Если, согласно данным Ангуса Мэддисона, около 1000 года одним из наиболее развитых государств того времени была православная Византия, то с течением времени страны с преимущественно православным населением все более и более отставали и продолжают отставать от своих католических и тем более протестантских коллег. Возможно, одной из причин, объясняющих негативное влияние православия на долгосрочные темпы экономического роста, явилась его неспособность успешно провести свою Реформацию – ни так, как это сделали протестантские движения XVI века, ни так, как были проведены реформы католицизма во второй половине XX века.
Конфессиональный код поведения накладывает, похоже, довольно жесткие ограничения на долгосрочные темпы экономического роста и, следовательно, на возможный уровень экономического развития. Их можно представить в виде своеобразного коридора с верхней и нижней границами. Так, верхняя граница уровня экономического развития наиболее богатых православных стран (Греция, Кипр) не превышала в их лучшие периоды 70% от среднего уровня протестантских стран, а нижняя граница уровня развития наиболее бедных стран (Молдова) в их худшие периоды – 5%.
Когда в 988 году князь Владимир выбирал религию для себя и подвластного ему народа, он (согласно легенде) выбирал между исламом, иудаизмом, западным и восточным христианством. Хотя существует популярное мифологическое обоснование сделанного им тогда выбора в пользу восточного христианства (православия), маловероятно, что сам этот выбор мог быть другим. В конце X века выбор киевским князем греческого вероисповедания был вполне естественным, поскольку ничего, сопоставимого с уровнем развития, богатством, военной мощью, культурой Византии, в пределах разумной досягаемости от Киева не было. Тогда Владимир Первый (очевидно, вместе со своими советниками) выбрал лучшее из того, что имелось на конфессиональном рынке десятивековой давности.
В отличие от него 1000 с лишним лет спустя Владимир Четвертый (с его советниками или без них) осуществляет православную реставрацию тогда, когда стратегическая неудача православия, способствующего увеличивающемуся экономическому отставанию России от более успешных государств, стала более чем очевидной.
Если стратегическую ошибку Владимира Первого еще можно понять, поскольку у него не было возможности заглянуть на столетия вперед и предвидеть драматические повороты будущей истории, то чем можно объяснить стратегическую ошибку Владимира Четвертого, осуществляемую при наличии более чем убедительных результатов 1000-летнего экономического соревнования?
Комментарии
-----------------
— До сих пор я говорил о возвышении некой группы особей за счет конструирования вымышленных достоинств. Но этого мало. Чтобы доминирующее положения группы было стабильным, надо не только возвысить эту группу, но и унизить всех остальных. Выражаясь точнее, надо блокировать всем остальным особям любые пути независимой социально–значимой самореализации. Секс, рождение и воспитание потомства, поиск и интерпретация актуальных знаний, производство и потребление товаров, эстетическое самовыражение, организация самоуправления в сфере безопасности и права – все это должно быть закрыто для людей, не принятых в правящий клан <...>
Средний индивид продолжает стремиться повысить свой статус в обществе, но не в натуральной системе ценностей, а в новой, моральной. Теперь вместо натуральных ценностей (ремесленных изделий, пищевых продуктов и актуальных знаний) он производит мнимые ценности – целомудрие, смирение, покаяние, толерантность, фригидность, дебильность… От этого коктейля начинается системная деградация. Попрошайничать становится выгоднее, чем работать. Вмест...
Христос говорил: "Нельзя служить двум богам - Господу и мамоне".
Джонатан Свифт
Ликвидировать интернат для инвалидов, нет денег в бюджете, и за бюджетные деньги построить
церковь, вот это любовь к ближнему. Молись, хоть лоб разбей, если веруешь, но не проповедуй как
Чаплин.
Комментарий удален модератором
слышали ли вы про мирный атом(АЭС) и про ядреную бомбу. Решение о сбросе Толстяка и Малыша на Хиросиму и Нагасаки принимали ни Эйнштейн, ни Оппенгеймеры, ни Розенберги, а президент США Трумэн. Решение об учениях на Тоцком полигоне принимал не Курчатов, а министр обороны СССР маршал Жуков, решение о кузькиной матери(стомегатонная термоядерная бомба) принимал Хрущев, а не академик Сахаров.
Веришь ты в Бога или нет, значения не имеет.
Его законы действуют независимо от твоего сознания и желания.
Смирение - быть с миром в душе, внутреннее равновесие, которое помогает от импульсивных решений и дает свежесть и ясность ума. Вам нужен внутренний раздрай, раздражение, неуравновесие, бесконтрольная импульсивность?
Про смирение: когда тебя ударили по одной щеке - сохраняй равновесие и мир в душе, только так ты сможешь верно оценить удар и, подставив другую щеку, благоразумно ответить обидчику. А как происходит у обычного человека? Задели его - он выйдет из себя, психанет, подерется, не дай Бог - зарежет. Это хорошо? Смирение - это прежде всего - внутренняя выдержка, а не глупая покорность.
Бог есть любовь - у нас не может быть перед ним страха
Появляются мутанты,
Живи как живёшь.
За Грехи свои будешь отвечать позже.
Хотя бывает и в этой же жизни искупать приходится
Мысль не новая, но в данном случае отвечает твой позиции
Так что это о других, типа "вата".
Кроме "Родина-Мать" - обязательно пара - "Отец народа".
Ранее у русских слово родина не писалось с заглавной буквы и обозначало то что теперь называют "малой родиной", почти буквально где родился.
Для страны применялся термин Отечество. Царь был не "отцом" а исполняющим обязанности перед Богом.
Заметно, без отца зачался, без отца родился.
Но он как муха, отгонять приходится.
Угомонись
...Кстати, "пожрать и совокупиться" и "получать удовольствие от гаджетов" - это, вообще-то, о двух разных людях...
Он открыто занимается рейдерскими захватами . О занялся открыто ростовщичеством.
ОТкрой глаза. и уши вслушайся в его проповеди
https://www.youtube.com/watch?v=gVQKVJm4ObI
Узнаешь подробнее
Справедливости ради, это направление не уникально и имело место параллельно в Англии, Швеции и т.п., но там возрастала роль светского государства.
ИМХО - до никонианства "модель церкви и веры" была оптимальнее чем католицизм и в реформах не нуждалась.
Это подтверждается успехами именно староверов, старообрядцев в предпринимательстве.
И вообще они , часто эмигрировав из России прекрасно вписывались в протестансткий фон США и Канады.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
НЕ передёргивай.
христанутых фарисеев.
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
Нет никакой "общечеловеческой нравственности из законов природы"
Нравственность – неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.
Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые находятся в ведении науки этики. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). Задумайтесь, даже у преступных кланов есть своя мораль! При этом им обязательно противостоит другая часть общества – со своими устоями и нормами, а из этого следует, что моралей одномоментно может быть великое множество. Обычно мораль зафиксирована в законе (кодексе), в котором закреплены определенные нормы поведения. Каждый поступок человека согласно данному закону оценивается обществом негативно или позитивно. Интересно, что в одном и том же социуме мораль может со временем измениться до неузнаваемости (как, например, произошло в России в XX...
Таковы выдержки об этих понятиях.
Это наука.
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Евангелие от Луки 12:49). «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Евангелие от Матфея 10:34). Просит своих учеников взять в руки меч, когда они пойдут говорить о нем миру. Не говоря уж о том, что он вполне спокойно завещает исполнять Ветхий завет (часть Библии)
Кроме того, все так называемое "учение Христа". равно как и сама Библия - плод многолетнего творчества различных людей, многократно переписанный и перетолкованный именно себе в угоду.
Поработав так неделю, монах обратил внимание, что все переписывают эти материалы с предыдущей копии, а не с оригинала. Удивившись этому, он обратился к отцу-настоятелю:
— Падре, ведь если кто-то допустил ошибку в первой копии, она же будет повторяться вечно, и её никак не исправить, ибо не с чем сравнить!
— Сын мой, — ответил отец-настоятель, — вообще-то мы так делали столетиями. Но, в принципе, в твоих рассуждениях что-то есть!
И с этими словами он спустился в подземелья, где в огромных сундуках хранились первоисточники, столетиями же не открывавшиеся. И пропал.
Когда прошли почти сутки со времени его исчезновения, обеспокоенный монах спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Он нашел его сразу. Тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об острые камни подземелья и что-то нечленораздельно мычал. По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались, и взгляд был безумным.
— Celebrate*, — простонал отец-настоятель, — слово было: «celebrate» а не «celibate»**!
Комментарий:
Celebrate* - Праздновать.
celibate** - Целибат.
вот я и спрашиваю - убийство преступника - нравственно или нет?
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Все остальное: это собрание легенд.
Любопытно почитать Ваш с Татьяной диалог, спасибо. Но рассуждая о морали и нравственности, не забыли ли Вы главного - "Не позволяй всякой скотине делать из тебя человека!" Не позволяй РПЦ стать "источником морали и нравственности" для тебя. Она этого недостойна.
Новый инструмент анализа - конфессия?
https://www.youtube.com/watch?v=X8BmEmJPYO0