Игры с диктаторами
Лидеры республиканской партии США приходят к пониманию суровой реальности: их страна стоит на краю пропасти
После девяти месяцев президентства Дональда Трампа у республиканцев теперь есть выбор: они либо продолжают сотрудничество с Трампом, либо отрекаются от него, поставив демократию во главу угла своей партии и сообщества.
Недавние заявления сенатора-республиканца от штата Теннесси Боба Коркера свидетельствуют о том, что политики отворачивается от Трампа: «Белый дом превратился в детский сад для взрослых, угрозы Трампа в Twitter могут привести США к третьей мировой войне». Аналогичным образом высказался и сенатор Джон Маккейн, предупредив о такой опасности.

Но политическая смелость требует большего, чем просто завуалированных осуждений (Маккейн, к примеру, не упоминал напрямую Трампа в своем выступлении). Скорее, от политиков требуется поступить, как в свое время Уинстон Черчилль, когда он перешел из либеральной партии в консервативную.
Как показал пример Черчилля, нет ничего постыдного в смене политических убеждений. Стыдно быть лояльным к опальной партии. Сегодня любые республиканцы, полагающие, что могут поддерживать Трампа без необратимого ущерба их собственной репутации, должны помнить о судьбе других политиков – в 1917 году в Советском Союзе, в Германии в 1932 году, в России и Турции сегодня. Там тоже некоторые думали, что смогут приручить дракона.
Рассмотрим личность Николая Бухарина, фаворита Владимира Ленина и редактора газеты «Правды». Уже более десятилетия после большевистской революции Бухарин пытался примирить свое академическое понимание «диктатуры пролетариата» с ее реализацией в реальном мире. Когда руководил Ленин, это было не так сложно: несмотря на кровопролитие, порожденное новым режимом, массовое убийство не было его главной целью.
Все изменилось с приходом к власти Иосифа Сталина, для которого террор был и средством, и целью. Тем не менее, Бухарин смирился со Сталиным, чтобы оправдать Леона Троцкого и других большевиков-последователей Ленина. Бухарин рассуждал о том, что методы Сталина способствовали быстрому развитию Советского Союза как промышленной державы, а коммунизм был гораздо более важным по сравнению с потерей нескольких тысяч или миллионов жизней.
Но Бухарин вскоре пожалел об этом. Сталин назвал большевиков «старшего поколения» «врагами народа». В 1938 году Бухарин был казнен.
Немецкий дипломат Франц фон Папен также заявлял, что может приручить диктаторского демагога. Чтобы достичь своих политических целей, в 1933 году Папен уговорил президента Германии Пола фон Гинденбурга назначить Адольфа Гитлера канцлером. Опытный и независимый политик Папен считал, что после того, как Гитлер получит власть, он сможет контролировать нацистского лидера.
Но вместо этого случилась «ночь длинных ножей», когда нацисты открыли охоту и казнили доверенных людей Папена, Герберта фон Бозе и Эриха Клаузенера, а также захватили контроль над правительством. Однако судьба к фон Папену оказалась более благосклонной, чем к Бухарину: Гитлер отправил его послом в Австрию, а затем Турцию. После Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе фон Папен был оправдан.
Борис Березовский, доверенный олигарх-приспешник Бориса Ельцина, также недооценил потенциального самодержца. Именно Березовский привлек внимание Ельцина к Владимиру Путину, ожидая, что марионеточный экс-офицер КГБ станет идеальным кандидатом для защиты состояния семьи Ельцина и – своего собственного. Когда Ельцин ушел в отставку и к власти пришел Путин, Березовский потерял свою бизнес-империю и был вынужден эмигрировать в Великобританию, где умер при загадочных обстоятельствах.
В Турции президент Реджеп Тайип Эрдоган и его предшественник Абдулла Гюль вместе работали над созданием Партии справедливости и развития (АКП), которая с 2002 года занимала лидирующую позицию в турецкой политике. Но, поскольку Эрдоган сосредоточил всю власть в своих руках, он заставил Гюль замолчать. Аналогичным образом бывший премьер-министр и лидер АКП Ахмет Давутоглу долгое время поддерживал Эрдогана, пока углубляющиеся между ними разногласия не заставили Давутоглу уйти в отставку.
Конечно, у демократии в США более сильные позиции, чем в Турции или России. Но бесстыдная ложь и безжалостные нападки Трампа на тех, кто не согласен с ним, показали, что американский президент не заинтересован в соблюдении демократических норм.
Удар по демократии является чрезвычайно высокой ценой для США. Стоит ли ее платить? Сначала республиканцы просто хотели использовать Трампа, чтобы принять нужное им законодательство в сфере здравоохранении и налоговую реформу. Но после десяти месяцев пребывания в обеих палатах Конгресса республиканцы почти ничего не сделали в сфере законодательства. На данный момент кажется, что они просто хотели получить власть ради власти.
Ситуация еще может измениться. Республиканцы в Конгрессе уже присоединились к демократам, чтобы ввести антироссийские санкции. В последнее время они также предпринимают шаги по поддержанию субсидий, от которых зависит Obamacare (и это после того, как Трамп распорядился сократить субсидии).
Это шаги в правильном направлении. Но этого недостаточно. Поведение Трампа становится все более непредсказуемым и опасным. Республиканцы, которые думают о будущем и хотели бы остаться на «светлой стороне» истории, больше не могут поддерживать Трампа.
... автор - Нина Хрущёва - внучка Н С Хрущёва ...
Комментарии