Лес нашей памяти

На модерации Отложенный Какую память мы оставим по себе? Что мы сделали? Чем можем гордится и что запомнят о нас наши потомки?
Это небольшой и далеко не полный рассказ об одном немце, который стал больше руским чем многие из нас
. Сразу за последними домами городка начинался лес. В нём стояли, стройные золотые от солнца сосны.То, что обычно называется мачтовым лесом. Тишина соснового бора, воздух напоённый горьковатым запахом, хвоя лежавшая пластами на дорожках составляли контраст с Московской суетой и давкой, беготня за суетными целями здесь казалась несуществующей,нереальной. Хотелось лечь на землю и лежать ни о чём не думая, наслаждаясь тишиной и солнцем.
Лес назывался посадкой.Пойдём в посадку, говорили местные жители.Мы обычно принимаем местные названия не задумываясь об их происхождении.

А почему посадка, спросил я хозяйку? Да там, вроде ,давно когда то, лес сажали, ответила она. А разве он не сам растёт- удивился я. хозяка только пожала плечами. А история оказалась интересная.Жил в этих местах до революции богатый барин В.Храповицкий, леса составлявшие богатство местных краёв безжалостно вырубались купцами промышленниками да и прожившимися помещиками. Помните стандартный сюжет из классических русских романов о том как помещик продавал на выруб лесок, рощицу, что бы поправить дела. И вот к началу века на месте знаменитых Муромскких лесов уже стояли безобразные проплешины, стекольные заводы требовали много топлива для печей, а заводов этих в окрестностях Гусь-Хрустального было пруд пруди. Каждый помещик сооружал свой заводик, благо что кварцевого песка было море, а лес кругом рос строевой только руби, да в топку.

В. Храповицкий был наверное первым русским богатым помещиком который поставил дело сохранения лесов на постоянную промышленную основу. Он пригласил в своё поместье учёного, лесовосстановителя Карла Францевича Тюрмера,с именем которого связано дело восстановления лесов в России
С 1892 г. К.Ф.
Тюрмер управлял лесным хозяйством в Муромцевских лесовладениях графа Владимира Семеновича Храповицкого во Владимирской губернии. Первые два года на данных территориях наводился порядок. Затем К.Ф. Тюрмер исследовал почвы лесокультурных площадей и составлял проекты лесных культур, к закладке которых приступил в 1894 г. Для организации посадок Тюрмер проводит работу по сбору семян с лучших насаждений, приобретает семена лиственницы европейской в Германии. В местах закладки будущих лесокультур начинают создаваться питомники.

Лесокультурную площадь К.Ф. Тюрмер разбивал на кварталы площадью 25 га с широкими проселками между ними. Каждый квартал разделялся на небольшие участки, которые разграничивались узкими просеками шириной 3-3,5 м. По обеим сторонам узких просек высаживались березы, а по сторонам широких – лиственница и ель. Известный русский лесовод профессор Г.Ф. Морозов, посетивший в 1902 году лесные дачи Храповицкого, осмотрел молодые культуры, посаженные Тюрмером. Ему очень понравились березовые полосы-аллеи вдоль просек-визиров, которые с успехом выполняли роль противопожарных разрывов.

С 1892 по 1900 г. в Судогодском уезде Тюрмером было посажено 2787 десятин леса, что равняется 3052 га
Теперь мы ходим в посадку, не слишком задумываясь о том, кто и зачем высаживал лес
Лес, он же сам растёт.
В самос центре лесного края среди Муромских лесов есть небольшой посёлок Тюрмеровка, да в лесном техникуме есть стенд с биографией немца, для которого восставновление лесов России стало делом жизни.Вот и вся память. Впрочем память о человеке, это его дела, и лес который шумит за околицей и его тишина и его покой это наверное лучшее что можно может пожелать себе человек в качестве памяти о себе.