Мы за сохранение деревянных зданий
«Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и затереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и усердным вандализмом несколько поколений свело на нет то, что создали их прадеды»
Барон Н.Н.ВрангельМой любимый родной город Петрозаводск, колыбель моего детства, собираются в очередной раз изуродовать. Именно в очередной раз, потому что всё что могли снести более-менее тихо-крыто, уже снесли. Например, целую (!!) улицу деревянных особнячков самобытной карельской жилой постройки. Улице типично карельских домиков не повезло: она находилась на слишком гламурном и вкусном месте – в центре города, на подходе к набережной Онежского озера, с видом на оное. Я и Патуля ходили в школу и со школы мимо этой улочки и наблюдали день за днём в 90ые, как она (улица эта) чахла без каких-либо инвестиций на поддержку и чихала в дыму пожаров, которые вспыхивали то в том, то в другом домике с бОльшим постоянством, чем людям платили в то время зарплату. Но понятно дело, в 90ые было не до культурно-архитектурного наследия. Тогда заводы стояли, люди голодали, поликлиники и детсады закрывали и - что перекрывает по своей чрезвычайности всё вышеперечисленное - «тот, чьё имя нельзя называть» рвался к власти и большим деньгам.
Большие деньги родили на месте бывшей музейной улочки новую архитектурную доминанту города, нечто, что профессор ПетрГУ, академик архитектуры В. Орфинский назвал «тюбетейкой на гиппопотаме».
А далее по накатанной. Город уже давно и систематично становится безобразным (от слова «образ» и предлога «без»).
Между зданиями, одно из которых является представителем неоклассицизма, а другое – финского модерна, строится торгово-развлекательный комплекс я-ля Москоу Сити. Не понимают, убогие, что никакое количество стеклопластика не сделает из города с количеством населения в 270000 душ, города, в который как в самую глушь ссылали в 19 веке чиновников, бизнес-пупа страны.
Или вот: по градостроительной концепции в центре города нельзя строить здания выше пяти шести этажей, но баба-яга против – и строится элитарный жилой дом на 8 (или 9) этажей.
И т.д. и т.п. Примеров не сосчитать. То там, тот тут появляются уродливые наросты.
Ну и вот теперь покусились на одну из немногих оставшихся визитных карточек города. Два деревянных здания в самом центре города, на главной улице, ранее называвшейся Святнаволоцкой, Бородинской, сейчас – проспектом Ленина (по-карельски - Leninin piäuličču). Деревянные здания постройки 1910-30-х гг. Строили канадские финны. Стиль – неоклассицизм. Дома пережили войну и оккупацию. В 45-46ых были обшиты доской; обшивали финны в качетстве контрибуции. В домах работали когда-то школы, потом министерства, потом были (и есть) офисы. Папа мой проработал в одном из домов уже 30 с лишним лет.
Тот, кто когда-нибудь был в Петрозаводске, знает, насколько это всё не вписывается в общий образ города. Весь компактненький центр Петрозаводска – неоклассицизм и финский модерн. ВЕСЬ ЦЕНТР! Это лицо его, его дух и его история.
И тут эти... «гиппопотамы в тюбетейках»..
Я понимаю, что это не Москва, не Питер, не Нижний и не Казань, к примеру. И что, в отличие от аналогичных варварств в Москве или Питере, потеря для державы в целом будет незначительной. Но мне почему-то кажется, что за архитектуру Москвы и Питера бороться хоть немного легче. Легче втемяшить в бошки, почему это важно и нужно сохранить. Да и людей поболе будет, которые захотят как минимум в подписных листах засветиться. А Петрозаводск... В Петрозаводске осталось 2,5 визитных карточки, и две из них собираются снести.
В 60ых годах для сохранения архитектурной истории края на Кижи свезли деревянные дома, хоз постройки, часовенки со всей Карелии. Специально тащили на остров по волнам Онежского озера. Так создали Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Но нынешним этого не понять. Они вообще не понимают, как что-то куда-то тащить можно – кроме денег себе в карман.
Здесь можно оставить подпись в защиту зданий:
http://woodenptz.civiccampaign.net.(С) twangs
Комментарии
Спасибо. Поправил.