Центр исследования коррупции связал с Путиным 24 млрд долларов
Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) в своем расследовании утверждает, что ближний круг президента РФ Владимира Путина контролирует в его интересах около 24 млрд долларов. Расследование подготовлено совместно с журналистами «Новой газеты», однако на сайте самого издания пока материала об этом нет.
Отдельный текст посвящен двоюродному племяннику президента Михаилу Шеломову: журналисты после разговора с ним сделали вывод, что он сам не в курсе некоторых активов, которыми владеет его компания, — ООО «Акцепт».

По данным издания, у большинства есть связанный с нефтегазовыми активами или деятельностью госкомпаний бизнес (Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, братья Аркадий и Борис Ротенберги). Однако троих из ближнего круга OCCRP выделяет, подозревая, что это «кошельки» Путина. Это Михаил Шеломов, Сергей Ролдугин и Петр Колбин. Виолончелиста Ролдугина связали с Путиным после публикации «панамских документов». Колбин упоминался в связи продажей элитной недвижимости бабушке бывшей гимнастки Алины Кабаевой.
OCCRP утверждает, что у троицы есть общие черты: их компании контролируют активы огромной ценности, при этом владельцы часто не в курсе, какие именно, но прилагают значительные усилия для того, чтобы объяснить свое богатство. С учетом их связей с президентом это заставляет задаться вопросами о том, чьи деньги они контролируют, считают в организации.
OCCRP сообщает, что Шеломов до сих пор работает на рядовой должности «старшего специалиста» в «Совкомфлоте». Если основываться на аналогичных предложениях о работе, доход Шеломова можно оценить в сумму менее 10 тыс. долларов в год. Однако у его ООО «Акцепт» журналисты нашли активов на 573 млн долларов.
OCCRP пишет, что при первом разговоре — весной нынешнего года — Шеломов был удивлен, услышав вопросы о горнолыжном курорте Игора под Петербургом. «Акцепт» владеет половиной компании, которая ведет строительство гоночной трассы в Игоре.
В Игоре, по утверждению Reuters, прошла свадьба Екатерины Тихоновой, которую называют дочерью президента. Шеломов сам поднял трубку и был вежлив во время диалога, но при этом удивился: «Почему вы спрашиваете меня?». Когда ему напомнили о связи с Игорой, он ответил: «Я об этом слышал, но не более того». Он заявил, что его проект «пока на бумаге», а на месте строительства пока «пустырь».
По данным OCCRP, связанная с компаниями друзей Путина деятельность ООО «Акцепт» началась в 2004 году, когда компания получила у панамского офшора Santal Trading Corporation кредит в 18 млн долларов под 5% годовых без всякого обеспечения. В этом году «Акцепт» стал акционером банка «Россия», со временем нарастив долю до 6,1%. А также купил долю в страховой компании «Согаз». В 2013 году эта доля оценивалась почти в 200 млн долларов. Еще более 320 млн ООО «Акцепт» контролирует через компанию «Платина», которую приобрело в ноябре 2009 года. Эту фирму OCCRP связывает с Аркадием и Борисом Ротенбергами — людьми, которые зарабатывают миллиарды на крупнейших госконтрактах. На днях Bloomberg сообщил, что «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга будет строить мост на Сахалин. Проект оценивается почти в 300 млрд рублей, официально о нем будет объявлено в начале 2018 года. Сейчас главный проект «Стройгазмонтажа» — возведение моста в Крым.
Путин многократно опровергал наличие у себя несметных богатств. В интервью режиссеру Оливеру Стоуну он заявил: «В гробу карманов нет». Для своего расследования OCCRP взяло комментарий у Уильяма Браудера, главы и сооснователя фонда Hermitage Capital. Он в России заочно арестован по обвинению в незаконном приобретении 200 млн акций «Газпрома».
Браудер неоднократно называл Путина богатейшим человеком в мире. В комментарии для Центра по исследованию коррупции указал, что на имя Путина «не зарегистрировано ни цента (активов)», потому что он понимает, что в противном случае стал бы уязвим для шантажа.
Комментарии
История с Шеломовым вписывается в привычную схему. Вокруг Путина «вращается» еще много таких людей: они не являются крупными бизнесменами и не похожи на миллионеров, но при этом на бумаге им принадлежат несметные богатства, полученные от соратников президента.
Виолончелист и старый приятель Путина Сергей Ролдугин стал одним из центральных действующих лиц «Панамских документов», однако всегда отрицал, что занимается коммерческой деятельностью. Когда журналисты «Новой газеты» задали ему конкретный вопрос про его офшоры, прямого ответа Ролдугин не дал. В «панамских документах» содержатся свидетельства того, что через связанные с Ролдугиным фирмы было переведено около двух миллиардов долларов от госбанков и братьев Ротенберг.
В ту же схему вписывается и Петр Колбин. Несмотря на то что он числится в российском списке Forbes с состоянием в 550 миллионов долларов, журналисту «Ведомостей» он заявил, что он «не бизнесмен». В «Ведомостях» подтвердили, что, оказывается, Колбин ведет довольно скромный образ жизни, а в прошлом работал мясником.
Тем не менее в сентябре 2016 года, поговорив с его школьными учителями, соседями и друзьями семьи, телеканал «Дождь» со...