ЗАКРЫТЬ ВОПРОС, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЙ ОБСУЖДЕНИЮ

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ пообещал японцам «вернуть северные территории в нашем поколении». Выступая на предвыборном митинге в Саппоро – главном городе граничащего с Россией острова Хоккайдо, он заверил соотечественников в том, что «проблема северных территорий должна быть урегулирована в нашем поколении». А именно, как полагает японский лидер, принадлежащие России все острова южной части Курильской гряды, включая самые крупные и освоенные – Кунашир и Итуруп, в обозримом будущем должны перейти под суверенитет Страны восходящего солнца.. При этом Абэ считает, что подписание мирного договора с Россией принесет пользу обеим странам.

По поводу пресловутых «Северных территорий» Япония с упорством, достойным лучшего применения, талдычит уже не первое десятилетие. И однажды мы чуть было не сломались. Напомню, что в декларации от 1956 года Россия в качестве жеста доброй воли выразила готовность передать Японии, в случае подписания мирного договора, острова Шикотан и Хабомаи.

Известный политолог, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, к которому я обратился за комментарием, уверен, что Япония на это никогда не пойдёт.

Вячеслав Никонов: «С 1956 года Япония считает, что решение вопроса может быть найдено только при условии передачи всех четырех островов – не только Шикотана и Хабомаи, но также Итурупа и Кунашира. В принципе, Россия мало, что теряет от таких дипломатических заявлений – передать два острова Японии. Прекрасно известно, что Япония никогда не примет вариант с двумя островами. Так что, мы можем достаточно безопасно предлагать такой выход из положения, разыгрывая, тем самым, дипломатическую игру, которая всем ясно показывает, что мы идём на уступки Японии, а она, не взирая на это, не хочет мирного договора».

Ну что ж, главное не заиграться бы такими предложениями. Разве не может получиться так, что Япония «скушает» наше подношение, а потом с таким же упорством будет требовать «добавки»?

Напомню, что ещё в 2007 году тогдашний глава внешнеполитического ведомства Японии Таро Асо призывал Россию разделить южную часть Курильских островов и провести линию границы, исходя из принципа 50 на 50. Японские аналитики тогда отмечали, что именно такой принцип был взят за основу при урегулировании территориального спора между Россией и Китаем.

Во-вторых, разве Япония демонстрировала нам такую же добрую волю, когда в начале прошлого века захватила наши земли? Таких предложений даже не возникало. Более того (опять-таки, напомню), в 1875 году Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин. В результате поражения в русско-японской войне 1904-05 годов Россия потеряла Южный Сахалин, а в 1920-25 годах под японской оккупацией находился и Северный Сахалин. Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти действия противоречат договору 1875 года, – те холодно ответили: «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение, и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки». Такую вот «добрую» волю они показали нам.

И, наконец, все мы знаем, что до недавнего времени у нас были территориальные разногласия и с Китаем, но он согласился на ту часть земли, которую мы ему предложили. Так, может, и его соседи из Страны восходящего солнца решатся когда-нибудь пойти по такому же пути. В этом случае, можно не сомневаться, что они пройдут его до конца, когда, получив в своё распоряжение наш пальчик, обязательно постараются оттяпать и всю руку.

Мы, наверное, полагаем, что уступка – это элемент благородства, и, в какой-то мере, с этим можно согласиться. Однако не надо также забывать и о том, что на Востоке подобные реверансы считаются признаком слабости.