Конец офшорной завесы: какую страну выбрать при смене налогового резидентства
Эффективность офшоров для сокрытия капиталов стремительно падает
Все больше предпринимателей меняют налоговое резидентство и платят налоги за пределами России. По данным Reuters, так поступили около трети членов списка 500 самых богатых российских бизнесменов.
В чем причины? Во-первых, экономия: во многих странах налоговые ставки ниже, в России все чаще звучат предложения ввести прогрессивную шкалу НДФЛ. Последний раз законопроект на эту тему вносился в Госдуму в июне. Во-вторых, конфиденциальность: предприниматели не желают предоставлять российским властям информацию об активах. Практика показывает, что велик риск их потери. Вспомним, например, с каким упорством государство добивается обращения взыскания на активы экс-сенатора Сергея Пугачева. Сейчас дело слушается в Высоком Суде в Лондоне.
В недавнем прошлом эти задачи решались с помощью оформления бизнеса на офшорные компании. Но правила изменились, эффективность офшоров стремительно падает. Выход из ситуации – смена налогового резидентства.
С офшоров снимают завесу: как работает автоматический обмен налоговой информацией
Автоматический обмен финансовой информацией стартовал в 2017 году. Страны-участники собирают информацию о резидентах других стран и обмениваются этими сведениями. Речь идет о состоянии банковских счетов. То есть не обязательно сообщать налоговой о том, что на счете в зарубежном банке у вас есть, скажем, миллион евро. Если страна, в которой вы платите налоги, и страна, в которой находится банк, заключили соглашение об автообмене, налоговая и так узнает об этом.
Обмануть банк, предоставив ему неверные сведения о себе, вряд ли удастся. Как правило, банки идентифицируют клиентов не только на основании заявления владельца счета, но и по другим документам: декларации, платежи за коммунальные услуги, интернет и мобильную связь и т.д. Иногда предприниматели предоставляют в банк вид на жительство, но не указывают, резидентом какой страны они являются. Из-за предоставления недостоверных сведений банк может отказать в обслуживании. Если же владелец счета не может подтвердить источник средств, то банк вправе заблокировать денежные средства.
Некоторые консультанты предлагают в качестве решений использовать финансовые организации. Автоматический обмен на первом этапе не будет касаться финансовых организаций. Но, во-первых, это временное решение. Во-вторых, содержать такую компанию дорого и налогов с нее платить тоже нужно много. Россия пока присоединилась лишь к общему соглашению об автообмене, которое можно считать декларацией о намерениях. Договоры об обмене информацией с конкретными странами еще не подписаны. Ориентировочно Россия станет полноправным участником системы в 2019-2020 гг.
Важно помнить: в 2015 году вступили в силу правила о налогобложении нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (правила КИК). Нормы исключают возможность аккумулировать чистую прибыль на счетах иностранных компаний без уплаты налогов. Бенефициары КИК с пассивным доходом должны платить налог в России с нераспределенной прибыли иностранной компании. Пассивные доходы – это практические любые виды доходов кроме тех, что получены в результате торговой деятельности, производства и оказания большинства разновидностей услуг.
КИК могут признать налоговым резидентом РФ не только, если ФНС узнает о ее российских собственниках.
Также это может произойти, если налоговая докажет, что центр управления компанией находится в России. Об этом может свидетельствовать нахождения IP-адрес управления счетом в РФ, регулярное получение корреспонденции из России, отсутствие офиса, штата и т.д.
Подведем итог. Правила игры изменились, не возлагайте слишком большие надежды на хранение денег в зарубежных банках и оформление бизнеса на офшорные компании без изменения структуры владения.
Снижаем риски: смена налогового резидентства
Автообмен информацией с Россией и правила КИК никак не затрагивают тех, кто не является российским налоговым резидентом. Чтобы «потерять» резидентство, нужно находиться в России менее 183 дней в году.
Но правила ужесточаются: ФНС пытается применять на практике концепцию «сферы жизненных интересов». Ее суть в том, что человек может быть признан резидентом даже в случае формального выполнения правила об отсутствии в России в течение нужного срока. Если семья предпринимателя остается в стране, а сам он живет на доход от российских активов, в будущем ФНС скорее всего будет добиваться признания его налоговым резидентом РФ.
Например, бизнесмен передает свои акции в управление брокеру и живет на получаемые дивиденды. Других источников дохода у него нет. Даже если он будет проводить в России всего 100 дней в году, налоговую это не убедит. Пока концепция не закреплена в законе, но ФНС планирует добиться этого в ближайшем будущем.
Но перестать быть резидентство РФ не достаточно – банки не принимают клиента без налогового резидентства. Следовательно, нужно платить налоги в другой стране. Оптимально стать резидентом государства, в котором вы действительно планируете жить и работать, в которое планируете перевести семью. Однако делать все это необязательно. Рассмотрим варианты стран, платить налоги в которых выгодно.
Кипр. Гражданство за инвестиции, вложения можно вернуть
Главные плюсы Кипра – 0% ставка налога на пассивные доходы и возможность гарантированно получить гражданство. Чтобы стать гражданином Республики Кипр, нужно инвестировать 0,5 млн евро в жилую недвижимость и 2 млн евро в другие сферы. Например, в коммерческую недвижимость. При этом 2 млн евро – это возвратные инвестиции. Через три года активы можно продать и вернуть деньги в оборот. Инвестиционные программы на Кипре – одни из самых привлекательных в мире. А чтобы стать налоговым резидентом, гражданину достаточно проживать на острове всего 60 дней в году.
В упрощенном виде схема уплаты налогов на Кипре выглядит так: получение гражданства, проживание 60 дней на Кипре, декларирование всего общемирового пассивного дохода (проценты, дивиденды) на Кипре под 0%.
Например, российский собственник оформил кипрское гражданство себе и сыну. Сын ежегодно проживает 60 дней на Кипре и более пяти месяцев в Европе. В собственности у него — кипрская компания, которая управляет большим пакетом долей, акций и ценных бумаг. Все дивиденды, проценты, роялти и купонный доход облагается на Кипре под ставки от 2.5 до 12.5 %, далее распределяется в виде дивидендов, декларируется как личный доход сына и облагается по ставке 0 % на Кипре. В РФ это доход налогами не облагается: сын — не налоговый резидент РФ, а кипрская компания не является КИК.
Комментарии