БОГИНЯ КОСМОПОЛИСА. ЛИЛИТ

На модерации Отложенный

Лилит – одно из самых загадочных и непознанных имён Великой Богини. В современной концепции, архетип Лилит – это бессознательная сфера первичной женственности, её инстинктивная доминантность и магическая власть над материей, рождением, включая мужчин, «созданных из праха» и погрязших же в прахе материальных потребностей.

Мифологическая биография Лилит берет своё начало у шумеров в середине III тысячелетия до н.э.

Пересекаясь с еврейской традицией II – V вв. н.э., мы получаем крайне противоречивый, дуалистический портрет демонессы-соблазнительницы, ради личной свободы готовой стать Царицей Тьмы и женой царя демонов Самаэля, а ради реализации своих интеллектуальных и духовных амбиций, ставшей полной заместительной копией супруги Яхве, Шехины.

В мифологии два полярных божества зачастую являют собой оппозиционные аспекты сущности одного бога или богини. В этом смысле можно не очень-то рьяно придерживаться талмудической версии того, что Лилит была первой супругой Адама, не желающей подчиняться мужчине и путем магии (знания тайного имени Бога), навеки освободившей себя от патриархальной зависимости.

Лилит и Ева, скорее всего, - это метафорическое описание двух сторон женской сущности – разрушительно свободной и демонически дерзкой или созидающе любящей и следующей ценностям партнерства в одухотворяющих материальность отношениях.

 

В шумерском царском списке 2400 г. до н.э. сказано, что отцом великого правителя Гильгамеша была Лиллу, архидемон ночи, «партнер» космической демонессы Лилиту (Лилит), «бегущая по волнам Хаоса».

Наиболее известен вавилонский терракотовый барельеф Лилит того же периода, что и эпос о Гильгамеше, где она предстаёт в веках в образе прекрасной обнаженной девы, с крыльями и лапами совы, стоящей на двух львах, в окружении ночных птиц и держащей в руках кольца, символизирующие тайну временных циклов.

Лилит оформилась в призрачный, враждебный человеческой семье, эротический образ в период Вавилонского талмуда (6 в. н.э.). Она стала символом неизбежных последствий Нелюбви в паре. Например, когда Адам был изгнан из рая, они с Евой жили отдельно и всё это время лилит и лилин (инкубы и суккубы средневековой демонологии) приходили к ним для производства инфернального потомства.

Раннеиспанские каббалистические сочинения XIII в. воссоздали космогоническую картину рождения души Лилит из Великой Бездны, откуда её воззвал Бог и соединил с созданной Им самим душой Адама. Таким образом, первый «человек», созданный Творцом, был духовным андрогинным существом. Затем Бог разделили Своё творение на два, наделив их физическими телами, обладающими репродуктивной функцией, основанной на духовном единстве.

Дуалистическая пара Лилит и Адама уходит своими метафизическими конями в картину Творения, когда вокруг Разума появился Сумрак (q’lippa), условие проявленности Света, «холст» Бытия.

Таким образом, в высших символических сферах, Лилит олицетворяет Живую Разумную Тьму, Глубинную Суть Вещей, Реальность До-Сознания (Вселенского Подсознания), Великую Бездну Мировой Судьбы.