Размышления о человеческих пороках
На модерации
Отложенный
Внимание! В виртуальном эфире философ человеческих пороков из прошлого.
Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души - как бы некоего божества и тела – вроде бессловесной скотины.
В отношении тела мы настолько не превосходим животных другого рода, что по всем своим данным находимся гораздо ниже них. Что касается души, то мы настолько
способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Если бы тебе не было дано тело, ты был бы божеством, если бы не
был в тебе вложен ум, ты был бы скотом. Эти две столь отличающиеся друг от друга природы высший творец объединил в столь счастливом согласии, а змей, враг мира,
снова разделил несчастным разногласием, что они и разлученные не могут жить без величайшего мучения и быть вместе не могут без постоянной войны.
Столь терниста, сколь полна забот, опасностей и страданий жизнь могущественных людей. Как трудно при счастливых обстоятельствах не забыть о себе;
как тяжело не упасть, стоя на скользком месте; как опасно для жизни падение с высоты. Всегда надо помнить, что всякая почесть связана с очень большим
бременем.
Говорят, деньги создают друзей. Я согласен, однако ложных. Они создают друзей не тебе, а себе. Поэтому богач – наинесчастнейший человек ведь он никак не
может узнать друзей.
Один ненавидит его в душе, за скупость, другой завидует, потому что он богаче; третий, добиваясь чего-то для себя, поддакивает,
улыбается, объедается.
Кто с виду любезней всех, молится о его скорейшей смерти. Нет такого друга, который сказал бы правду. Если и найдется такой, который искренне любит
богатого. Богатый не может жить без подозрения. Он считает всех коршунами, которые с нетерпением дожидаются трупа, мухами, слетающимися не его добро.
Поэтому все, что приносит выгоду, кажется приукрашенным, темным, обманчивым. Богатство приносит очень много настоящего зла и отнимает очень много
настоящего добра. Если ты предпримешь подсчет
прибыли и убытка, то, конечно, обнаружишь, что богатство никогда не приносит много удобств, но влечет за собой гораздо больше неудобств. Каким
несчастным оно добывается, с каким риском, с какой тревогой сохраняется, с каким горем утрачивается! По этой причине Христос и называет богатство
терновником, так как тысячью забот оно терзает душевный покой, слаще которого у человека нет. Оно никогда не утоляет жажду, а возбуждает ее более и
более, ввергает во всякий грех и бездну.
Гертсен Герт,
нидерландский мыслитель. 1469-1536 г.
Комментарии
Если мы не воруем и при этом имеем столько, что сами не думаем о хлебе, обуви, одежде, жилье; можем помочь бедным, сирым и убогим - это хорошо. Деньги в данном случае - это эквивалент нашего труда... Ничего богопротивного я здесь не вижу...
Вообще: богатый - это не тот у кого многое есть, а тот, кому мало надо :)))
С Вами продолжить нашу полемику интереснее. Вы утверждаете, что в прошлом веке получили наследство - веру во всё хорошее, что заложено в человеке природой. Так ли это? Как раз природой, если прочесть 1-й абзац трактата, заложена животная сущность человека, а уж "всё хорошее" зависит от воспитания, от среды. С появлением института церкви любой конфессии в проповедях человеку напоминают о вере не только в Бога, но и в возможность проявить всё хорошее, что заложено в него Богом. Мысль о себе, только как о животном, отсутствие стремления к самосовершенствованию - грех. Так что "вера во всё хорошее" - историческое наследие не только прошлого века. От того-то цивилизация до сих пор жива и, надеюсь, прогрессирует.
Почему многие, жившие в СССР, душой находятся там, несмотря на массу недостатков, противоречий. Единение, товарищество, мечта, гарантированное рабочее место, забота о детях, стремление к образованию, доступность образования... И это не только рабочие, крестьяне - но и интеллигенция только сейчас понимает, как глупо выбрасывать на помойку наше богатство, то что целым поколением создано. Что имеем - не храним, потеряем - плачем.