Кремлевский “нобель”

Россиянский президент-чекист вновь делает громкие заявления и раздает многозначительные обещания. На этот раз на фестивале в Сочи он провозгласил, что РФ заинтересована в возвращении на родину тех ученых, которые могут принести реальную пользу отечественной науке. Оказывается, по вопросу возвращения в РФ ученых, разбежавшихся по более сытым странам, у Путина завелись некие идеи. Обо всем этом единственный “кандидат” в президенты заявляет на фоне полной разрухи в Академии Наук, глубоко пенсионного возраста большинства ученых и фактическом уничтожении целых направлений научных исследований. В то же самое время “кремлевские” не скупясь вкладывают миллиарды в мошенническую структуру – “Сколково”, которая занимается не наукой, но распилом бюджетных денег и сопутствующей демагогией. Из последних “достижений” пресловутого “центра инноваций” можно вспомнить разве что заявления его директора Новикова о том, что уже через пять-десять лет в РФ можно будет совершать звонки не с телефонов, а с чипов, имплантированных в пальцы, зубы и уши.

Россиянская наука при Путине подвергалась множеству реорганизаций и реформ, результатом которых как раз и стал массовый исход ученых из РФ. Вот и сейчас в Академии Наук выбрали нового руководителя, который первым делом заявил, что закон “О науке и государственной научно-технической политике” нужно пересмотреть. Впрочем, можно не сомневаться - если закон и перепишут, то определенно не на пользу отечественной науке.

РАН должна провести экспертную оценку научных организаций. Критериев не так много - наукометрические показатели, мнение экспертных групп, деловые способности. На необходимость проведения оценок институтов отделениям РАН было настоятельно указано еще летом. Причем с более чем убедительным обоснованием: в зависимости от принадлежности к одной из трех категорий институтам будет выделяться финансирование. Отнесенные к первой категории получат хорошо, от институтов второй категории потребуют сперва устранить выявленные недочеты, с третьей категорией разговор будет отдельный и вдумчивый - то есть их оставят без денег.

Другими словами, под рассказы о возвращении ученых светил, заплутавших в западных дебрях, Путин продолжает уничтожать отечественную науку, вынуждая руководство РАН выбирать, какие подразделения придется зачистить в первую очередь, а какие – чуть позже.

Между тем, бюджет РАН сегодня составляет около 4 миллиардов рублей. Бюджет ФАНО - организации, которая как бы руководит РАН – примерно в 20 раз больше. Делиться полномочиями и финансовыми потоками с РАН никто в ФАНО не собирается. Люди, инициировавшие в 2013 году закон о реформе Академии Наук, первая редакция которого предполагала ликвидацию этой самой академии, отнюдь не отказались от своей идеи. После мартовских президентских “выборов”, в рамках формирования правительства нового главу РАН могут снять так же быстро, как и утвердили в должности – как не справившегося с поставленной задачей. Причем задача эта – отнюдь не сделать академию “главным научным учреждением страны”.

Фундаментальная академическая наука, как известно, требует двух главных видов ресурсов: времени и размышлений. Власти современной РФ спонсировать такое “неэффективное” времяпрепровождение не намерены. Экономика требует быстрых практических результатов, изобретений и инноваций - как, например, складной электро-нано-мопед от Чубайса ценой в полмиллиона рублей.

При таком подходе либерал-чекисты не просто не вернут уехавших за рубеж ученых, но и разгонят оставшихся. И Путин, лично санкционировавший все происходящее с отечественной наукой, прекрасно об этом осведомлен. Просто накануне активной фазы предвыборной кампании он, как никогда, готов раздавать противоречащие реальности обещания. А реальность такова, что в РФ не развивается ничего – ни бизнес, ни промышленность, ни сельское хозяйство, ни наука. Светлые перспективы в путинской РФ имеются лишь у персонажей из близкого путинского окружения: Роттенберги, строящие мосты стоимостью в триллионы, Сечины, распоряжающиеся природными ресурсами как своей личной собственностью, и прочие друзья - бывшие сослуживцы, ставшие богатейшими людьми мира за последние 17 путинских лет.