|
В Cимферополе увековечат память о жертвах Гражданской войны
В эти дни отмечается 94-я годовщина Русского исхода, когда не смирившиеся с большевистским переворотом воины Белой армии навсегда покинули Россию. Еще сотни тысяч человек остались на родине, попав в жернова Красного террора. Крым обагрен кровью царских офицеров и солдат, а его столица стала одним из мест массовой казни «контры» - так, на месте нынешнего водохранилища расстреливали неугодных режиму.
На этом месте - по симферопольской улице Промышленной - горожане хотят возвести православную часовню в память жертв Красного террора. Фото: Алексей Лохвицкий
Нет точного числа убитых
«Во блаженном успении — вечный покой... » - словами православной панихиды священник поминает невинно убиенных в Гражданской войне. Клубы дыма медового ладана, тонкий звон кадильных колокольчиков и тихое пение жиденького церковного хора плывут над двумя десятками человек, пришедшими воздать должное предкам на симферопольскую улицу Промышленную.
Здесь — в мемориальной зоне, где жители микрорайона Марьино 20 лет борются с незаконной застройкой участка площадью около 4000 квадратных метров — горожане возведут часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, посвященную жертвам Красного террора в Крыму.
- Разработкой проекта церкви занимается заслуженный архитектор Украины и АР Крым Владимир Кравченко, помощь с документами пообещал депутат горсовета Владимир Бережной. Строительство (когда оно начнется и сколько продлится – пока неизвестно) будет вестись за счет благотворителей, - рассказала общественница Светлана Морозова.
По словам предводителя дворянского собрания Крыма Ольги Абакумовой, в 1920 году — в последние дни Русского исхода - в Симферополе творились страшные вещи. В паре километров от улицы Промышленной, в тогдашних садах помещика Крымтаева - там сегодня находится водохранилище — захватившие город красноармейцы уничтожали белогвардейцев:
- Большевики приглашали всех не эмигрировавших белогвардейцев, желавших сотрудничать с советской властью, на сборные пункты записываться для дальнейшего трудоустройства. Их, белогвардейцев, обманули. Законопослушные граждане — офицеры и рядовые — согласились служить властям в новом формате. Они приходили на регистрацию, где их окружали красноармейцы и составляли списки, заверявшиеся комиссарской «тройкой»... И - к расстрелу без суда и следствия. Никого из этих пунктов не выпускали - никто не знал, где содержатся эти люди и куда делись они. Потом белогвардейцев выводили раздетыми (в нательном белье) ночью сюда (к будущему водохранилищу) пешком. Тогда тут находились сады помещика Крымтаева. Дальше — расстрел. Сейчас нельзя назвать число убитых...
Копали себе могилы
Абакумовские слова подтверждаются рассказом очевидца «Крым после Врангеля», опубликованном 18 лет назад в журнале «Крымский архив».
- В октябре 1920 года, когда под натиском полчищ Красной армии и банд Махно пал Перекоп, всем стало ясно, что дело Врангеля проиграно и надо спасаться... 2 ноября старого стиля (15 ноября нового стиля) в Симферополь стали вступать войска Красной армии, голодные, обозленные и ободранные...
Дальше идет речь о том, что в местной газете «Красный Крым» появился приказ Крымского революционного комитета о регистрации иностранцев, офицеров и солдат Белой армии, духовенства, промышленников. Явившимся на регистрацию сулили только высылку с полуострова и трудоустройство — кроме контрразведчиков, которыми должен был заняться «Особый отдел».
- Все офицеры, не участвовавшие в контрразведке, поверив обещаниям этого приказа, явились на регистрацию. Регистрация продолжалась несколько дней. Всех записывали, опрашивая о времени службы, о части, в которой служили и тому подобное, и группами отправляли в казармы, где и содержали под стражей в продолжение недели… Все ждали решения о высылке, строили предположения, куда кого пошлют, и уже привыкли к своему положению; многие надеялись, что большевики смилуются и не ушлют их далеко, - рисуется, казалось бы, картина мирной жизни.
Через неделю арестантов — около 200 офицеров — перевели в городскую тюрьму. Спустя три дня их погнали по Алуштинскому шоссе (сейчас — улица Воровского) к садам Сулеймана Крымтаева (ориентировочно располагались там, где ныне бывшая лодочная станция водохранилища, возле остановки имени Генерала Родионова). Тогда там «жили только двое татар-сторожей, которые и явились единственными нейтральными очевидцами расстрела этих несчастных». Приведенных заводили в стоявший здесь дом — и пытали их, допрашивая с пристрастием. К утру следующего дня офицеров разделили на пять групп — первую из них заставили вырыть себе братскую могилу, потом поставили людей перед ней и красноармейцы дали залп...
- Вторую группу заставили стащить туда (в могилу — прим. «МК в Крыму») остальных расстрелянных товарищей и закопать могилу. После этого заставили их вырыть новую могилу для себя. Затем расстреляли новым залпом... заставив третью делать то же, что и вторую и так далее... Таким образом, через короткое время исчезли все арестованные офицеры из казарм. В общем, их было свыше тысячи, - объясняет автор воспоминаний.
Точное количество жертв Красного террора в Крыму в 1920-21 годах не установлено, говорится в комментариях историка Андрея Мальгина.
- Вот что рассказывали сестра расстрелянного офицера и жена другого расстрелянного офицера: они пошли сначала к сторожам-татарам. Застали одного, который рассказывал им, что их, сторожей, заставили присутствовать при казни, после чего его товарищ сошел с ума и убежал, а он не может нигде найти себе покоя и совсем не может спать... - подчеркивается в мемуарах.
Не случайные фигуры палачей
Так кто же отдавал и исполнял приказы об уничтожении белогвардейцев? Известный историк Вячеслав Зарубин рассказывает, что в середине ноября 1920 года был сформирован Крымский революционный комитет — высший и чрезвычайный орган власти. Его возглавил венгерский коммунист Бела Кун с пятью соратниками.
- Спустя две недели Крымревком образовал свои отделы, среди них и загадочный — о нем в документах ни единого слова — «особый отдел Крыма». Планировалось, что он станет центральным органом репрессий, однако позже его функции перешли к особому отделу 4-й армии. Юридическому отделу давалось высшее право — распоряжения человеческими жизнями. А в нем были подотделы: судебный, юрисконсультский, финансово-хозяйственный, нотариальный, тюремно-карательный, - добавляет Вячеслав Георгиевич.
По его информации, в теснейшем контакте с Крымревкомом работал Крымский областной комитет Российской коммунистической партии (большевиков) — с председателем из Москвы - профессиональной революционеркой Розалией Самойловой (Землячкой). Ей среди прочих помогали Юрий Гавен и брат Владимира Ленина — Дмитрий Ульянов. Последний, впрочем, был плохим помощником, слишком злоупотребляя спиртным.
Боролся с контрреволюцией помимо особого отдела 4-й армии также особый отдел Морского ведомства (Черного и Азовского морей), на местах действовали политотделы с теми же функциями. В декабре 1920 года было создано и местное подразделение ВЧК — Крымская чрезвычайна комиссия (КрымЧК). Все эти органы действовали параллельно, зачастую - по собственному усмотрению.
- Коммунисты не терпели ни соперников, ни союзников. Это была изначально всеотбрасывающая и всепоглощающая оставшееся и послушное тоталитарная машина, признающая только монополию. Самым страшным ее преступлением стало возобновление — в новых условиях, новых формах, апокалипсическом масштабе, надолго сделавшем само слово «Крым» устрашающим, — террора, от которого полуостров и так уже пережил немало. Заводной ключ к механизму террора находился в Москве, откуда прислали заправил — Бела Кун и Землячку, общее руководство акции было за Юрием Пятаковым, - подчеркивает Вячеслав Зарубин.
По его мнению, не случайны фигуры палачей Бела Кун и Розалии Самойловой (Землячки). Первый - венгерский революционер, переживший поражение революции в своей стране - считал, что вправе ненавидеть буржуазию и ее «ставленников» лютой ненавистью. Вторая - верный солдат партии, готова была выполнить любой приказ РКП (б). Зарубин приводит отзыв тогдашнего председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока Мирсаида Султан-Галиева:
- …товарищ Самойлова (Землячка) — крайне нервная и больная женщина, отрицавшая в своей работе какую бы то ни было систему убеждения и оставившая по себе почти у всех работников память «Аракчеевских времен». Не нужное ни к чему нервничание, слишком повышенный тон в разговоре со всеми почти товарищами, чрезвычайная требовательность там, где нельзя было предъявлять ее, незаслуженные репрессии ко всем тем, кто имел хотя бы небольшую смелость «сметь свое суждение иметь» или просто «не понравиться» ей своей внешностью, — составляли отличительную черту ее «работы».
Нельзя сбрасывать со счетов и фигуру командующего Южным фронтом Михаила Фрунзе, который вместе с Повстанческой армией Нестора Махно выбивал Белую армию из Крыма. Ведь именно его подчиненные совершали зверства, получая затем из рук военачальника награды за содеянное.
«Постановили - Расстрелять»
Жительница Симферополя Елена Коцур бережно держит в руках три бумажных листа, в которых упоминается важная для ее семьи информация. Это архивные документы – расстрельные списки: «Постановление. Чрезвычайной тройки Особотдела Южного Фронта в составе председателя тов. Манцева и членов Евдокимова и Бредиса. г. Симферополь. 22/XI-20 г. Постановили - Расстрелять». Фамилии 858 человек, среди них – капитан Разгон Павел Иванович. Дедушка Елены Александровны, по крупицам собирающей информацию о нем.
- Павел Иванович – уроженец Екатеринославской губернии - закончил в 1904 году известное по всей России Чугуевское военное училище, собравшее лучший профессорско-преподавательский состав, многие его выпускники стали именитыми военачальниками, - говорит Елена Коцур. – После училища направлен на службу в 51-й Литовский полк, квартировавший в Симферополе – и остался жить здесь, женился, у него родились трое сыновей, крещенных в полковой церкви (ныне – храм во имя святителя Николая по улице Розы Люксембург). В 1914 году началась Первая мировая война – и дедушка ушел на фронт, был ранен через несколько месяцев. После чего вернулся в Симферополь и больше нигде и ни в чем не участвовали, вел тихий семейный образ жизни.
Тот самый растрельный список: напротив каждой фамилии - отметка "ПР", означающая "Приговор приведен в исполнение". Фото: Алексей Лохвицкий
В 1920 году Павел Разгон как добропорядочный гражданин по приказу Крымревкома пошел на регистрацию, надеясь вернуться домой к обеду того же дня. Больше его не видели. Скорее всего, расстрелян в крымтаевских садах. Реабилитирован в 1991 году.
- При советской власти в нашей семье не было принято говорить о Павле Ивановиче, - вздыхает Елена Александровна. – Не осталось никаких личных вещей дедушки. Мне кажется, я в детстве видела какую-то фотографию, где сидит военный в окружении мальчиков. Но снимок, увы, не сохранился у нас.
По мнению Елены Коцур, частью восстановления исторической справедливости должно быть увековечивание памяти жертв Красного террора в Крыму – и строительство той самой часовни Казанской иконы Богородицы. На стенах храма можно указать известные по документам имена расстрелянных в Симферополе – и многие люди, возможно, нашли бы фамилии своих пропавших когда-то родственников.
- На мой взгляд, следовало бы убрать из названий крымских улиц имена преступников, руководивших репрессиями на полуострове, к примеру, Бела Куна. Рядом с посвященной ему мемориальной доской на здании Института последипломного образования по улице Ленина в Симферополе следует повесить другую – с описанием его злодеяний, - завершает Елена Александровна.
|
Комментарии
И какое право вы ,враги Советской власти ,вообще имели право устраивать террор после Октябрьской революции ?
А за те зверства. грабежи продажу даже вашей родины мало твоих дедушек, холуев антанты. постреляли.
Поэтому так и живем...
+++++++++++++
А от кого могли научиться Красногвардейцы "учтивости", как не от бывших господ-предателей России.
+++++++++++++++++
Тем более никто не просит )))
Сколько можно проливать кровь?
И ради чего?
Вы делегитируете права отнюдь не государству, а людям которые этим государством управляют.
И если вы отдаете свои права ворам-барыгам, неважно какого государства, будут развивать только свои права барыг-воров, а на вас им наплевать.
В СССР же было по другому, даже если в управление государством попадали барыги то они были вынуждены жить по советским, а не по их воровским законам.
А вы свою государство СССР предали.
Вот ради того что бы те которые управляют государством, жили для вас и стоит проливать кровь.
А по другому не получится...
Я не хочу проливать ни свою ни чужую кровь, достаточно грамотно выстроить систему противовесов. Кое-что в этом направлении делается, поэтому я верю в социальный прогресс.
А посему и Вам советую почитать произведения русских прогрессивных писателей тех времён: Тургенева, Чехова, Станюковича и др. Вреда от этого не будет, но понимание свершения Социалистической Революции в России может прояснится.
А то что был рабочий нищий, а крестьянин умирал с голоду, так кто вам такие сказки рассказал. В нашей семье было 4 лошади и все в семье работали. Потом что белые, что красные отобрали лошадей. Кто подавлял несогласных с Советской властью? Антонов выступал за тамбовских крестьян. Такое было повсюду. А что Антонов был белый?
Интервенция сама пришла за царским золотом в 1918г. Через Архангельск иВладивосток.
Загрузила золото на пароходы и ушла. Стыдно товарищ не знать таких вещей.
А немцев это как раз красные аж до Пскова допустили. Царь как раз с немцами воевал.
Так о какой интервенции вы говорите?
Она и позволяет предсказывать, что 2х2=4
И много что ещё, что и не снилось Вашим мудрецам.
Да не далее как неделю назад перечитывал Фауста.
Что Вы скажете об этом произведении?
Лучше Марининой? Или Донцовой?
Как писателя его уважаю. Не только за Бежин луг. Если Вы хороший знаток русской литературы, то подскажите, кто являлся прообразом Базарова?
Чехова почти наизусть знаю.
Станюкович не привлек. И.Бунин действительно владеет изумительно слогом.
, Но тоже не фанатею, как и от Набокова
Зато поразил А.Белый. Уверен Вы с его творчеством просто незнакомы!
А как большевики относились к Аркадию Гайдару? Я на его произведениях рос между прочим. А вот Н.Островского за литературу не считаю.
Может о творчестве Бодлера поговорим? Или Маркеса вспомним его 100летодиночества?
Ну а Борхеса? Тот не знает наслаждения, кто Борхеса не читал.
Дорогой мой, Геннадий, не замыкайтесь на школьной программе и романе М.Горького Мать
Алексей Максимович больше своими письмами ценен, почитайте на досуге. Расширит ваш кругозор и тогда будете смотреть на мир не только в оптический прицел ))
Отнюдь, в отличие от вас, я четко разделяю государство и чиновников и если вы читать не умеете это ваши проблемы.
Пример Великобритании крайне неудачен, Великобритания начиная с 1945г и по настоящее время разрушается...
Вот эта дибильная уверенность вас срашкинцев в "сациальный регресс" который не возможен.
Смею вас разочаровать, воевать вам придется независимо от вашего желания
А вот на счёт оптического прицела Вы зря. Я не кровожадный, но люблю справедливость.
Нельзя сегодняшним мировоззрением мерить поступки прошлых лет.
Но Ваш намек понял.
Нет ничего позитивнее чем многовековое загнивание
В сравнении в великим будущим России, которое никак не наступает... И кажется что оно должно наступить праздник на нашей улице, но случается очередная перестройка, опять те же грабли бьют по лбу.
Неужели Вы совсем не учите историю?
У А.Белого в прозе интересна стилистика языка. Тот же Котик Летаев
Он конструирует язык изложения. Более именитые и выразительные всего лишь пользуются
))
Ну всего доброго Вам!
А если признаёте, что 24 октября (7 ноября ) 1917 г. свершилась Социалистическая Революция, то поздравляю с наступающим праздником!
Просто издержки всех преобразований заключаются в том, что дело делают и гибнут за лучшую долю для общества Герои, а плодами часто пользуются подлецы (что лишний раз подтверждают события в Украине). А в нашем случае у власти были заидеологизированные товарищи.
Эстетом никогда не был и не буду, а знакомство с культурой надо иметь, чтобы лучше в разных "-измах" ориентироваться, в частности почему свершаются революции от одного -изма до другого "-изма"
Мы в своей традиции, Геннадий, хотя и не мало приобрели, но много потеряли после 1917 года, когда основной идеологией стал исторический материализм в ущерб лингвистическому структурализму
Сейчас никто не мешает восполнить недостаток. Было бы желание. С чего начать? Хотя бы с простого - прочитать нашего Александра Дугина с хорошим критическим настроем.
вот это интересно!
прочитайте https://newsland.com/community/6784/content/sochinenie-pro-zaitsev/6051348#/comment-91159440
За что беляки боролись на то и напорлись