Чем грозит Украине "перемога" в Чехии местного олигарха и дилемма Макрона

 

Срез недели: чем грозит Украине "перемога" в Чехии местного олигарха и дилемма Макрона
Андрей Бабиш. Фото: Пражский Телеграф

Пока в украинских соцсетях продолжают бурно обсуждать высказывание чешского президента Милоша Земана о "российском Крыме", в самой Чехии вовсю готовятся к парламентским выборам, которые пройдут через неделю. Без пяти минут премьером эксперты называют 63-летнего лидера партии "Да" Андрея Бабиша, друга Земана.

Выборы олигарха

Это довольно интересная личность — местный миллиардер, "владелец заводов, газет, пароходов", которого оппоненты подозревают в сотрудничестве со спецслужбами во времена коммунистической Чехословакии и винят в финансовых махинациях.

Бабиш в пух и прах разругался с бывшими партнерами по коалиции, которые грозят ему тюрьмой. Но с миллиардными ресурсами и связями политика, похоже, ничто не угрожает его перспективе возглавить правительство. Словом, все очень напоминает украинские реалии.

Для Украины победа Бабиша будет не очень радостной новостью. Во-первых, он выступает за отмену санкций против России и не любит мигрантов (а украинские заробитчане и нелегалы давно облюбовали Чехию). 

А во-вторых, уже сейчас ссорится с лидерами Евросоюза из-за тех беженцев и вообще считает, что Брюссель слишком вмешивается в дела Восточной Европы.

Чехия может стать еще одной бывшей соцстраной, в которой нарастает протест против "буржуйского Запада". В конфликте с Германией и Францией уже сейчас Польша и Венгрия. Эксперты пророчат странам бывшего соцблока некий новый союз. Поляки уже говорят о так называемом "Трехморье", куда должны войти государства Восточной Европы, включая Прибалтику и экс-Югославию. И поскольку сомнительно, что старшие братья из ЕС поделятся властью, то в шатком положении окажется все объединение европейских государств, и так ослабленное наплывом беженцев, терактами, брекситом и прорывом ультраправых.

Неясная Каталония

Еще одной миной замедленного действия для ЕС может стать пробуждение по всей Европе после скандального референдума в Каталонии. Который, кстати, непонятно чем закончился и к чему приведет.

Местное правительство на это неделе провозгласило независимость, но в духе "уйти нельзя остаться".

Мол, давайте еще пока побудем в составе Испании, надо еще обсудить с Мадридом детали расставания. Очень похоже на "брексит" Британии, которая вроде и ушла от ЕС, но оформлять развод не спешит.

По каталонским перипетиям, похоже, ситуация на какое-то время зависнет. После бурного референдума с мордобоем и южными страстями возникла пауза. Каталония и центральные власти хотят и лицо не потерять, и серьезных стычек с волнениями не допустить, ведь от этого будет плохо всем, да и кому нужна горячая точка в Европе.

Однако исподволь события в Каталонии уже возбудили сепаратистские настроения в Евросоюзе. Взбодрились шотландцы, фламандцы, корсиканцы, которые давно мечтают об отделении. Эффект домино явно не укрепит ЕС, как мечтают его лидеры — немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Эммануэль Макрон.

Падение Макрона

Оба, кстати, ослаблены. Меркель — неубедительной победой на сентябрьских парламентских выборах, а Макрон, в котором видели нового "мессию" для Европы, — катастрофическим падением рейтинга. Всего за пару месяцев президентства французский лидер умудрился растерять кредит доверия. Его высокий рейтинг рухнул так, как ни у кого из его предшественников.

Вначале французы возмутились неясной кадровой политикой Макрона, когда он стал назначать на важные должности неопытных людей (еще перед выборами эксперты предупреждали, что у молодого политика нет надежной команды). А потом прогремел скандал с его женой, которую он хотел посадить у себя в офисе на зарплату, хотя перед выборами ругал своих оппонентов за "кумовство".  

Ну, а главное — французы восприняли в штыки реформы Макрона. Профсоюзы как никогда раньше объединись в протесте против попытки президента изменить трудовое законодательство, чтобы хозяевам компаний было легче увольнять и нанимать людей. Так, Макрон хочет, в частности, обеспечить работой молодежь. Но это возмутило уже работающих, которые боятся лишиться места. Теперь у французского президента дилемма: отменить реформу и дать слабину — или стоять на своем и нарваться на угрозу мощного социального взрыва в стране. Ослабление Макрона не пойдет на пользу ЕС, который он собрался укреплять.