О Степане Бандере и героях Израиля

На модерации Отложенный Сергей ДибровО Степане Бандере и героях Израиля В ходе дискуссии по поводу недавней резолюции Европарламента я обратил внимание собеседника на то, что крики возмущения по поводу присвоения Бандере звания Героя Украины доносятся из России, из Польши, а также от отдельных представителей еврейского народа. При этом государство Израиль к теме "героизации Бандеры" относится спокойно. Думаю, для этого есть серьезные исторические причины.

Наиболее острый период борьбы за независимость еврейского народа пришелся на 30-40 годы прошлого века. Нет ничего удивительного в том, что эта борьба была схожа с освободительной борьбой народа Украины. Оба процесса проходили примерно в одно и то же время и формировались на одной и той же территории, а потому были обречены стать практически близнецами. Так, фундаментом движения стали Украинские Сечевые Стрельцы и Еврейский Легион – национальные воинские подразделения, сформированные в Первую Мировую в составе имперских армий. Кузницей кадров стали скаутские организации - "Пласт", "Ха Цуфим" и "Бейтар". Видную роль в освободительной борьбе сыграли радикальные националисты, сделавшие ставку на силу и объединенные в авторитарные нелегальные организации.

В Украине их возглавил Евгений Коновалец. Лидером сионистов-ревизионистов стал Владимир Жаботинский, которого Бен-Гурион называл "Владимир Гитлер", Муссолини - "еврейским фашистом", а британская пресса - "еврейским Гарибальди".

Украинские и еврейские радикальные организации (ОУН, Хагана, Иргун) действовали схожими методами: террористические акты против официальных властей (британских, польских, советских), нападения на почтовые отделения, банки и тому подобные реквизиции, политические убийства, жестокое противостояние посягательствам других народов (арабского, польского) на земли, которые они считали своей этнической территорией, поиск внешних ситуативных и постоянных союзников.

И в Палестине, и в Украине после смерти лидеров в националистическом движении произошли расколы на конфликтующие группировки. В 1940 году в Украине молодой Степан Бандера возглавил тех, кто собирался опираться на собственные силы, а в Палестине столь же молодой Абрам Штерн объединил в организации "Лехи" сторонников сотрудничества с Гитлером. Осенью 1940 года, после поражения Франции, руководство "Лехи" подписало меморандум с официальным представителем рейха фон Хентингом, в котором стороны заявили о намерении создать независимое еврейское государство и мобилизовать для этого бойцов из числа евреев Восточной Европы. Год спустя в оккупированном Львове Ярослав Стецко провозгласил воссоздание независимой Украины, чем вызывал гнев немецких властей. Вскоре Стецко и Бандера оказываются в концлагере, а ряд членов украинского правительства казнены нацистами. Еще через год Штерн был застрелен при попытке задержания, а спустя 8 лет его судьбу повторил один из руководителей ОУН(б) – главнокомандующий УПА Роман Шухевич. Сегодня Шухевич – Герой Украины, а именем Штерна названы город в Израиле и улица в Иерусалиме.

В отличие от Украины, израильский народ получил независимость в 1948 году. Руководители террористических организаций стали руководителями государства. Ицхак Шамир, один из руководителей "Лехи", был директором "Моссада", главой партии "Ликуд", депутатом и спикером Кнессета, министром иностранных дел и премьер-министром страны. Столь блестящую карьеру он сделал невзирая на сотрудничество "Лехи" с немцами: вопреки завещанию Жаботинского, члены этой организации долгие годы стреляли в спины английских солдат, которые воевали против нацизма.


Бывший боевик "Иргун" Менахем Бегин стал министром, лидером парламентской фракции, а затем и премьер-министром Израиля. В 1944 году он организовал покушение на британского министра по делам Ближнего Востока – также, как в свое время Степан Бандера организовал убийство польского министра Перацкого. Помимо этого, Бегин организовывал теракты против британских правительственных учреждений, в том числе легендарный взрыв гостиницы "Царь Давид", в результате которого погибли десятки людей: не только англичание, но и арабы, американцы, евреи. Организованное Бегиным нападение на деревню Дейр-Ясин, в ходе которой погибли сотни мирных жителей, вызвало возмущение даже у ортодоксальных евреев из соседнего поселения, которые пришли на помощь мирным арабам.

Но вопрос журналиста, почему Бегин так не любит своего коллегу-террориста Ясира Арафата, он ответил: "потому что я – террорист, а он – бандит!". При вручении Нобелевской премии мира никто не додумался ставить в вину Менахему Бегину вооруженное восстание против англичан, которое он во главе "Иргун" начал в декабре 1943 года - как раз тогда, когда союзники освобождали Италию и в тяжелых боях пробивались к Монте-Кассино.

Также Нобелевской премии мира были удостоены бывший боевик "Хаганы" Шимон Перес и бывший боевик "Пальмаха" Ицхак Рабин. Заметьте: никому и в голову не пришло спрашивать у Рабина, почему он перестал воевать на стороне англичан и ушел с оружием в подполье в мае 1943 года - в разгар сражения под Эль-Аламейном. Также нелишне вспомнить, что после войны Рабин, как один из руководителей "Пальмаха", организовывал террористические акты: нападения на британские полицейские участки, подрывы мостов, угоны боевых кораблей.

Также, как и организации, борющиеся за независимость Украины, подпольные еврейские вооруженные формирования находились в очень сложных взаимоотношениях. Будучи политическими и идеологическими противниками, их участники постоянно конфликтовали друг с другом. Нередко доходило до вооруженного противостояния и даже организованных боевых операций. Но в сегодняшнем Израиле отдают дань уважения всем. Именами "коллаборационистов" и "фашистов" названы города, дороги и улицы. Похороны "террориста" Менахема Бегина, нашедшего упокоение рядом с расстрелянными англичанами боевиками "Иргун", собрали тысячи людей. Ежегодно отмечается День памяти Ицхака Рабина. Для всех участников подпольных вооруженных формирований учреждены специальные государственные знаки отличия.

Как бы там ни было, государство Израиль беспристрастно относится к своей истории: оно отдает дань уважения всем без исключения борцам за свободу, независимо от того, какие пути для этого они выбрали и какими методами добивались своей цели. При этом государство оставляет своим гражданам полное право иметь собственное мнение и отношение к отдельным личностям и организациям. Так, несколько лет назад израильский политик Йосеф Лапид бросил в лицо Виктору Ющенко обвинение в "героизации нацистов": якобы в архивах комплекса Яд Ва-Шем имеются документы о причастности Шухевича к уничтожению евреев. Позже официальные представители Яд Ва-Шем опровергли эту информацию, но отметили, что Лапид имеет полное право на собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением ученых-историков.

Видимо, именно в этом и нужно искать причины того, что государство Израиль, в отличие от отдельных представителей еврейского и украинского народа, относится к восстановлению исторической справедливости по отношению к борцам за независимость Украины совершенно адекватно.