Больше фоток от Манаковой

 

Проверена. Пригодна

Вторник, 03.10.2017 04:35

  • Мария Манакова, гроссмейстер

Если кто-то переживает по поводу плохого состояния дел в своей шахматной федерации, пусть расслабится. То, что творится в последние годы в Шахматном союзе Сербии – такого, уверена, нет нигде. Война всех против всех, противостояние Воеводины и Центральной Сербии, настоящая резня за место президента ШСС. Прошу прощения за плохо сделанную журналистскую работу: неохота анатомировать этот гадюшник, моя скромная задача на этот раз – всего лишь поставить фотографии прекрасных шахматисток, с небольшим количеством текста.

Борьба за президентское кресло особенно увлекательна: за последние несколько лет на этом месте сменилось несколько персон, причем революционно-насильственным образом. Теперь чуть ли не на каждом из них висит по несколько судебных дел, вроде даже уголовных. Кто сейчас является президентом, сказать трудно, да оно и не важно, потому что в ближайшее время ожидается и его свержение.

То есть ситуация такая. Есть текущие дела. Например, мой знакомый хочет перейти на сербский рейтинг-лист. Просит уточнить: на чьё имя писать, кому платить бабки и тэдэ. Спрашиваю у работников ШСС, отвечают: сейчас это делать бесполезно, потому что прямо на днях всё может измениться, непонятно, к кому обращаться в заявлении. «Надо подождать, когда устаканится».

И такая дребедень, повторюсь, уже не первый год.

Я описываю общий контекст, чтобы было ясно, что этот несчастный командный чемпионат среди женщин – как кость в горле руководства ШСС. Но… приходится проводить, ради галочки как-то напрячься.

И это грустно. Потому что сербы-организаторы всегда отличались удивительным гостеприимством, желанием и в большом и в малом угодить участникам. Не буду перечислять все аспекты, которые важны шахматистам: это и гостиница, и освещение в зале, церемонии открытия и закрытия, судейство, регламент и прочее. И с сербами я всегда чувствовала себя защищённой на турнирах. А в случае проблем, могла обратиться к судьям, и моё обращение обязательно принимали во внимание.

Впервые за моё 25-летнее знакомство с Сербией, турнир был организован как будто через не хочу. И играли мы не в нормальном зале, как в предыдущие годы, а в подвале без окон и дверей. И получали еду в ресторане без предварительного заказа, как раньше, то есть  без выбора. И судьи, милые симпатичные люди, выдавали косяки. Например, один увидел на доске перевёрнутую ладью – типа ферзь – перевернул обратно и добавил: вообще-то это ладья, продолжайте! Партия продолжилась с ладьёй вместо ферзя и закончилась вничью.

Другой судья не смог внятно ответить, сколько матчей команде разрешается играть в неполном составе (с какого тура отсутствующие игроки автоматически исключаются из турнира). А вы знаете?..

И не смогли решить проблему с незакрывающимися дверьми туалетов – эти двери надо было всегда рукой придерживать, пардон за пикантные подробности…

Из плюсов организации отмечу выбор самого города, крупного города Нови Сад, и приятную домашнюю атмосферу, которая обычно свойственна сербским мероприятиям.

На второй игровой день, перед партией, нас всех согнали в подвал=игровой зал и в течение нескольких часов одну за другой раздевали, делали ЭКГ и измеряли давление. При этом надо было заполнить две анкеты с указаниями болезней, своих и родительских. Удовольствие это стоило каждой из нас по 900 динаров (около 10 евро). И мы получали заветную бумажку, на которой было написано: «Пригодна». То есть можем играть в турнире.

Боже, какой же это был аццкий трешевый спектакль!!! Нас, как заводские изделия, клали на этот безумный конвейер, и на выходе мы получали на задницу печать «Профпригодна». Товарищи, я пережила множество диспансеризаций (в Советском Союзе это было обязательным действом), но они были самые что ни на есть настоящие! Тебя реально проверяли, лечили, следили за динамикой болезней, а здесь – кто-то из руководства придумал эту лажу по изыманию денег с шахматного населения, ну а мы-то что? А что мы-то можем? А мы-то ведь…это…того!..

Но ладно, пережили. Самое обидное было другое. Участницы чемпионата, такие все красивые, нарядные, накрашенные, изумительные, приходили на партию, и нас вроде даже фотографировали. Но на сайте появлялось такое убожество, что верите-нет невозможно было выбрать ни одну мало-мальски приличную фотографию, чтобы опубликовать её в социальной сети. Ещё раз обращаюсь к организаторам: поймите, фотограф, фотографии – это один из важнейших инструментов для популяризации шахмат! Вам же гордиться потом своим турниром. И нам. Ну, если вы реально хотите сделать это соревнование красивым и запоминающимся, а не абы как, лишь бы отделаться. Ёлки зелёные, к концу турнира я осознала, что у меня нет ни одной фотографии на память. Потому что то, что стоит на страничке чемпионата (на официальном сайте ШСС), несъедобно совершенно. Размыто, расфокусированно, уродливо, неряшливо, не видно ни одного конкретного лица, ни одних глаз…


Вот, например: фотография с официальной странички чемпионата

Ведь что остаётся после турнира? Да только это и остаётся: фотки да партии. Ну, и имена тройки победителей.

Я возопила на эту тему у себя на страничке в Фейсбуке, на что подписчики ответили: «Даёшь фотки от Манаковой!»

И на счастье у нашей команды оказался в конце турнира свободный день: было нечётное количество команд… по забавной опять-таки причине (смотри выше тему войны всех со всеми). Объяснили мне так: некий клуб давно знал, что не поедет, но решил отказаться только за три дня до начала турнира, чтобы «враги» не попали вместо них, ибо нефиг. О, как хитро придумано!

И в этот наш свободный день я, вытащив себя за волосы из тёплой ванны с чашечкой кофе, спустилась в инфернальный подвал, чтобы пофотографировать этих прекрасных девушек. Всего десять минут, но память о турнире теперь у шахматисток будет.


Холл гостиницы «Нови Сад», где все жили и играли.


Марина Гайчин и Йована Милошевич


Ива Виденова и Сандра Джукич


Сабрина Вега, Марьяна Бабич, Теодора Ракич


Теодора Ракич


Катарина Несторович, Ксения Томин


Теодора Иньяц


Йована Вучкович


Елена Милошевич


Наталья Жукова

Первая доска оказалась в этом году как никогда сильной.

Моими соперницами были Жукова, Кашлинская, Мелия, Войска, Вега, Виденова, Бойкович…


Алина Кашлинская


Анджела Бойичич


Катарина Несторович


Даниэла Груич


Саломе Мелия


Адела Великич


Йована Эрич


Лена Миладинович


Игровой зал в подвале гостиницы. Кому это всё нужно?


Симана Маткович: восемь туров подряд у команды соперника не было ни второй, ни третьей доски. А вдруг сегодня появится?..


Надо отнестись к этой партии с полной ответственностью.


Марьяна Бабич и Небойша Баралич


Елена Арсович


Сузана Максимович выиграла партию ходов в шесть, и теперь прогуливается в хорошем настроении. В новоиндийке соперница сыграла d6, затем почему-то b6???, на что Суза ответила Фа4+ и съела слона на b4. Некоторые сербские шахматистки играют настолько редко, что если с играющим человеком выкарабкиваются из дебюта, считают это великим подвигом. Сегодня сопернице Максимович это не удалось.


Есть в Сербии традиция, уходящая в глубину веков, и без неё невозможен НИ ОДИН сербский шахматный турнир. Как только начинается партия, на первых ходах, в игровой зал входят официанты с подносами и начинают разносить всем игрокам заказанное перед партией питьё. Кофе, соки, чай, ну как в нормальном кафе. Ни до партии, ни после, ни позже, а именно через пять-десять минут после начала.

Возможно, это связано с обязательным атрибутом общения в Сербии. В любом месте: в гостях, офисах, некрупных магазинах, банках, везде – тебя прежде всего спрашивают, что ты хочешь попить. Это часть культуры, знак вежливости. Похоже, шахматы здесь всегда были приятным досугом, формой дружеского общения – отсюда всё и пошло.

Но бывает весело (как и на этом турнире), когда официант входит с подносом в руке и не обращается к капитанам команд, а делает так, как привык. На весь игровой зал, где царит абсолютная шахматная тишина и работа мысли, громко выкрикивает: «За кога е цеджена наранджа?», что означает «кому свежевыжатый апельсиновый сок?» Что вызывает улыбки и смех играющих.


Команда «Югович» из города Кач, во главе с капитаном Мирославом Копаньей – победительница чемпионата 2017 года. Справа – судьи турнира.


Наша команда «Рад» из Белграда. Радмила Ковачевич, Стефана Милутинович, Мила Жаркович и я. Уже много лет играю за эту команду и очень люблю всех и каждого.

Команда «Елица» из города Горачичи, занявшая второе место, на закрытии не появилась, потому что в последний день они были свободными, и естественно сбежали домой как можно раньше.