Государство просит выкупать зерно обратно

На модерации Отложенный Господа, не убивайте надежду – Продкорпорация «настоятельно рекомендует» сельхозтоваропроизводителям выкупать зерно обратно?

Проблемы низких закупочных цен на зерно урожая-2009, переизбыток этого самого зерна, перипетии взаимоотношения фермеров с Продкорпорацией и сложности на экспортном рынке не раз становились темами публикаций наших корреспондентов и комментариев экспертов. Сегодня свою точку зрения по поводу обозначенного круга вопросов выражает наш читатель, руководитель одной из зерноводческих компаний, назовем его Федор ЛЕНИНГРАДСКИЙ (свое настоящее имя он попросил не указывать, мотивируя это тем, что «и дальше придется с Продкорпорацией работать»).

Осенью 2009 года АО «НК «Продкорпорация» закупило у сельхозтоваропроизводителей пшеницу мягких сортов в объеме около 4,6 млн. тонн с целью стабилизации зернового рынка.

Логика данного шага АО «НК «Продкорпорация» была ясна - проданный объем 4,6 млн. тонн позволил сельхозтоваропроизводителям продать часть урожая по цене примерно на 15 % выше рыночной.

В итоге было решено две задачи:

1. Появились средства для закрытия кредитов, в том числе возврат кредитов в Нацфонд для решения насущных нужд после уборки урожая.

2. Объем в количестве 4,6 млн. тонн был удален с рынка и создал потенциальную возможность для оживления спроса.

Это был по классику «шаг вперед», а дальше последовали «два шага назад». С экспортом закупленного зерна ничего не получилось, да и без субсидирования экспорта этого объема – реального «потонного», с прозрачными правилами и жестким контролем ничего бы и не должно было получиться - себестоимость закупленной пшеницы не позволила бы пройти на экспорт по рыночной цене. Беспокойство нарастало: объемы «висят», мировой рынок зерна не демонстрирует тенденцию к росту цен. Начинаются переговоры с казахстанскими участниками зернового рынка (с мукомолами в основном).

Закупленная пшеница имеет высокую себестоимость: 18 500 тенге с НДС, 16 200 тенге без НДС, плюс хранение – 130 тенге за тонну в месяц, плюс стоимость привлеченных средств (около 20 000 тенге в итоге набегает) и цену предлагают мукомолам соответствующую, а в качестве пряника предлагают отсрочку платежа до одного года под банковскую гарантию. Мукомолы в ажиотаже, пытаются выторговать себе – кто снижение цены, кто «возврат зерном», переговоры затягиваются и тут……. держатели государственного зерна вспоминают о «Меморандуме» об обратном выкупе закупленных объемов продовольственной пшеницы». Дело в том, что без подписания этого документа никто бы ничего корпорации и не продал бы – это было обязательным условием, предшествующем закупу пшеницы.

Срочно рассылаются письма, призывающие в кратчайшие сроки обеспечить подачу заявки на объемы обратного выкупа. Письма корректные, как бы взывающие к партнерским чувствам, на практике же письма сопровождаются телефонными звонками, в которых опять же очень вежливо, но отчетливо звучит:

«Конечно, можете отказаться, впереди будут долгие судебные разбирательства, но имейте в виду - кредита у нас по программе весенне-летнего финансирования полевых работ не получите. То есть, пусть у вас будут банковские гарантии, хорошая кредитная история, отсутствие просроченной задолженности и, вообще, вы будете «ангелом во плоти» - без обратного выкупа у нас пшеницы, кредита вам не видать, найдем формальные основания.

Все проходили по программе в школьные годы рассказ А.П. Чехова «Каштанка». Цитата из классика: «…Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка».

Это решение принимается в аккурат перед началом ВПР. Удар ниже пояса. Сельхозпроизводители, ошеломленные такой мудростью и заботой о них, трясут головой, как боксеры после нокдауна. Для очень многих нокдаун перейдет в нокаут. Счет до 10 пошел. На недоуменные вопросы сельхозпроизводителей: «Где же мы сейчас возьмем деньги?», звучит ответ: «А не надо было «Меморандум» подписывать, а не надо было столько сеять». Все опять по А.П. Чехову, цитата: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра…».

Занавес, однако…

Зачем же так дискредитировать политику, направленную на поддержку сельхозпроизводителей?
Воистину не так страшен царский указ, как сенатские разъяснения…

Есть и второй ряд последствий у этого решения. Если хоть сколько-нибудь значимый объем из закупленной пшеницы опять попадет на внутренний рынок в ближайшее время – он обвалит рынок и загонит цену на пшеницу за планку себестоимости.

Возникает вопрос: зачем нужно было выделять деньги для закупа пшеницы у сельхозпроизводителей, чтобы через какие-то 2-3 месяца, когда нужны средства для покупки дизтоплива, запчастей, семян, гербицидов и т.д., фактически отобрать их, ведь ясно, что при декларируемых 9-10 млн. тонн экспорта - 4,6 млн. тонн из них (закупленные) явно предназначались для экспорта, а не как для возврата на внутренний рынок, что пытается сейчас сделать Продкорпорация.

Почему все-таки нельзя было пойти по пути субсидирования экспорта из объемов закупки зерна, как, например, в РФ, где было принято решение о выделении 5 миллиардов рублей для поддержки экспорта зерна, находящегося в интервенционном фонде. Для того, чтобы цена на наше зерно прошла «по рынку» на экспорт, необходима субсидия в размере около 2 000 тенге на тонну.

Это немалые деньги, но цена вопроса здесь не просчитывается арифметически. Это на самом деле судьба всего агропромышленного комплекса Казахстана. Это огромное количество небольших и больших предприятий, балансирующих на грани банкротства. Чтобы стабилизировать ситуацию уже в самое ближайшее время, придется безвозвратно выделить кратно больше. Почему придется? Потому что кто-то из производителей «на бок завалится», «кто-то из предпринимателей ноги будет уносить (если еще сумеет) из агробизнеса». Дефолты станут массовыми, аграрный сектор окончательно выйдет из доверия банков и инвесторов. Мы будем отброшены здесь лет на 5, даже при растущем рынке зерна, рынки, которые с трудом осваивали, будут заполняться российским, украинским и т.д. зерном.

Наша страна, безусловно, свои внутренние потребности в зерне закроет. А вот серьезных объемов экспорта не будет точно. А ведь мы – Великая зерновая держава по объему производства. Мы имеем 1-ое место в мире по экспорту муки и 6-ое место по экспорту зерновых. Наш потенциал огромен. Просто случился кризис, и сейчас нам реально надо помочь. Ведь всегда Продкорпорация прибыль получала, и немалую, от экспорта, закупленного у нас зерна.

Неужели очевидные плюсы, поддержка этого более чем реального сектора экономики страны в размере вышеуказанных субсидий, не перевесят на весах здорового экономического смысла желания «сбагрить» пшеницу любой ценой, куда угодно и кому угодно, чтобы только отрапортовать о готовности кредитовать дальше сельхозпроизводителей их же деньгами - кредитовать, причем на рыночных условиях – банковская гарантия (4-5%) и вознаграждение (8% годовых). Кстати, «о льготном кредите и помощи». Покупали у нас пшеницу по цене 18 500 тенге, а выкупать нам придется по цене около 20 000 тенге, то есть на 7,5% дороже. Подержали у нас в желудке 3-4 месяца и забирают. Для нас это оборачивается кредитом не 12 % годовых, а в (7,5% х 12/4) = 22,5% годовых. Красиво?

В общем, принцип получился грустный какой-то: положить в желудок – достать из желудка, пока, не дай бог, не переварилось – снова положить в желудок – и так помогать до полного удовлетворения благодарных пациентов. Не хочется думать, что это точное следование политике поддержки производителей, хочется верить, что это только «заносы» исполнителей. Мы надеемся на то, что возобладает здравый смысл и будут устранены эти искажения в исполнении политики в этой сфере, направленной на поддержку сельхозпроизводителей, стабилизации зернового рынка, развития агропромышленного комплекса. Мы очень надеемся на вас, на тех, кто принимает решения. Надежда уже тает, но еще живет.

Господа, не убивайте надежду.

Федор ЛЕНИНГРАДСКИЙ

с автором можно связаться по адресу:
kazakhzerno.ans@gmail.com

Информационное Агентство «Казах-ЗЕРНО»