И друг Эрдоган.

На модерации Отложенный

  Ровно два года назад друг Реджеп Эрдоган перестал быть другом, "вонзив нож в спину" сбитым российским Су-24.  Воды с той поры утекло много. С ней утекли неуклюжие извинения Эрдогана и его слова о том, что он не знал, что это гюленисты и бывший премьер Давутоглу организовали провокацию с бомбардировщиком. С той водой утекло и чудо, благодаря которому сам Эрдоган остался жив и на своём посту после военного мятежа. Забрала та вода и прежнюю Турцию с её стороной в сирийской войне. Унесла та вода и коренной перелом в войне для Сирии, обеспеченный Россией. Наступило время новых реалий и снова Реджеп - друг.

  С кочки обывателя участие России в сирийской войне - глупое расходование денег, которые он не отказался бы почувствовать в своём кармане. С кучки русофоба сирийская война - беспрецедентный вызов, который Россия бросила западной цивилизации и непосредственно гегемону её США. С вершины государственной политики сирийская война - помощь союзнику, международный авторитет, способность кардинально влиять на геополитику и способность вести субъектную внешнюю политику.

  Прошло два года. Антиасадовская коалиция разрушена. Турция и Катар перешли на сторону России и Ирана. Турция, без США, смогла отделить умеренных оппозиционеров от неумеренных. Решения Астаны, отличие от венских и женевских, самым непосредственным образом влияют на ситуацию в Сирии. Их цель - мир в Сирии и Разгром Ан-Нусры уже видны невооружённым взглядом.

  Надо признать, что в случае, когда победа не за горами, называть другом однажды предавшего - довольно нелепо. Так почему же снова друг?

  На мой взгляд потому, что на смену разгрому террористов и зачистки оппозиции идёт новый виток глобального противостояния США и России - курдский вопрос. Протурецкая сирийская оппозиция, вслед за Эрдоганом, сняла вопрос о снятии Асада.

Просаудитовскую оппозицию уверенно добивают. Остаётся проамериканская курдская оппозиция. Её особенность в том, что она территориально расположена в четырёх государствах, втянутых в сирийский конфликт - Ирак, Турция, Иран и Сирия. О иранских курдах тема плотно закрыта.  Турецкие, сирийские и иракские бьются за суверенное объединённое курдское государство, состоящие из занимаемых курдами территорий указанных стран.

 Россия и Иран позволили Турции в Африне вбить клин между иракскими и сирийскими курдами. Иракские курды контролируют нефтяные месторождения Ирака. Сирийские участвуют в гонке с сирийской армией за нефтяными полями Северо-востока Сирии, отбивая их у террористов ИГИЛ ( запрещена в России ). 

 Первым Россия разрывом "Газпромом" соглашений по иракской нефти дала понять, что не поддерживает их стремления на выход из Ирака. Вторым не факт, что удастся разжиться сирийской нефтью. Следовательно у нового государства возникнут непреодолимые экономические трудности, которые на свои плечи вряд ли согласится взять их куратор - США.

 Отсюда следует, что Турция, как и Россия, крайне заинтересована в выдавливании США из северной Сирии, в сохранении власти Асада, как гарантии целостности Сирии и недопущения выделения из неё курдских территорий.

  Думаю, этого достаточно для того, чтобы в риторике президентов снова слышалось доверительное - друг. Надеюсь, только, что хорошо усвоен урок, что к этому другу поворачиваться спиной смерти подобно.

 

 

Владимир ростовский.