MC-21: самолет будущего или самолет без будущего?

На модерации Отложенный

Илья Ведмеденко 

Страсти вокруг первого полета российского пассажирского самолета за прошедшие месяцы несколько поутихли. Пришло время без лишних эмоций разобраться, есть ли вообще перспективы у главной надежды отечественного авиастроения.

Двигатели и самолеты

Авиалайнер МС-21 впервые поднялся в небо 28 мая 2017 года. Машина, получившая эффектную бело-синюю окраску, уверенно выполнила намеченный план, ознаменовав тем самым новую веху в истории российского авиастроения. Оптимисты видят новый ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет конкурентом представителей семейств Boeing 737 и Airbus A320 — авиалайнеров, завоевавших российский рынок среднемагистральных пассажирских авиаперевозок и давно вытеснивших с него отечественные летательные аппараты советской поры.

https://youtu.be/y-zu55zCIf4 

К слову, то, что нынешняя картина далека от «идеальной», признают даже власти РФ. «У нас сегодня рынок практически на 80% — это Airbus и Boeing», — заявил в 2017-м зампред Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Говоря о трудностях, государственный деятель, впрочем, не забывает обычно упомянуть о мерах, призванных поддержать новые российские авиалайнеры, в том числе МС-21.

 

За счет чего этого планируют достичь? Можно предположить, что конкурентным преимуществом станет цена. Озвученная стоимость МС-21 составляет 90 млн долларов. Для сравнения, цена самолета Boeing 737 MAX — одного из потенциальных конкурентов МС-21 — варьируется, в зависимости от комплектации, от 90 до более чем 100 млн долларов. Стоимость Airbus A320neo стартует от 90 и заканчивается отметкой в более чем 120 млн долларов.

 

Boeing 737 MAX / ©Boeing 

 

Очевидно, новый российский самолет может и впрямь обойтись дешевле иностранных аналогов, но, как видно, разница будет не столь велика, если вообще будет. Одна из причин этого — широкое применение импортных элементов. На поднявшейся в небо машине установлены американские турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney PW1000G, которые поначалу хотят использовать на всех первых произведенных самолетах. Это лишь вершина айсберга: без иностранных компонентов само рождение МС-21 было бы невозможно в принципе. Идеологи проекта МС-21 любят вспоминать про семейство двигателей ПД-14, которое должно в будущем дополнить «американца», однако перспективы пока туманны.

 

Согласно планам, серийный выпуск ПД-14 должны были начать еще в 2016 году. Теперь же старт серийного производства перенесли на 2018-й. Важно понимать, что конкуренты тоже не дремлют, появляются новые двигатели и новые версии старых. Более экономичные, экологичные и доступные по цене. В этой связи нельзя исключать, что МС-21 будет использовать американские Pratt & Whitney или другие зарубежные двигатели на протяжении всей своей «жизни». Плохо это или хорошо для проекта — другой вопрос. В конце концов выбор двигателя, как, впрочем, и других элементов конструкции, будет определять критерий «цена/качество», а не патриотические настроения.

 

©АиФ

 

В целом, слабо верится, что МС-21 превзойдет по технологическому уровню западные аналоги. Все-таки опыта по созданию современных среднемагистральных пассажирских самолетов у американцев и европейцев несравнимо больше.

  

Конкуренция, однако

 

Коммерческие перспективы — первое и самое главное, о чем нужно говорить в данном случае. В наше время не составляет большого труда что-либо произвести.

Это касается, как ни странно, даже такой высокотехнологичной отрасли, как авиастроение. Проблема в другом — продать готовый товар. Самыми сильными «игроками» в авиастроении являются уже упомянутые Boeing и Airbus: внешний рынок законтрактован этими компаниями на 75% до 2025 года. Есть еще бразильцы с их Embraer и китайцы с проектом Comac C919 — прямым аналогом МС-21, который тоже хочет завоевать рынок. Оценивать перспективы детища Поднебесной сложно, ведь большого опыта по созданию современных среднемагистральных самолетов у КНР нет. С другой стороны, деловитые китайцы наверняка найдут свою нишу. У них это хорошо получается практически везде.

 

Кстати, именно Comac C919 можно считать главным конкурентом МС-21. Оба самолета пока не производят серийно, оба являются для своих стран «пробой пера», если говорить о новых среднемагистральных пассажирских самолетах. И еще в обоих случаях рынок придется завоевывать, что называется, с низкого старта. Заметим, что если новые Boeing и Airbus уже вовсю эксплуатируют, то C919 и МС-21 еще предстоит пройти долгий путь борьбы с техническими недостатками и «детскими» болезнями. Все это нормально для любого нового образца авиатехники, и от этого никуда не уйти.

 

Comac C919 / ©Comac

 

Официальных расценок на авиалайнер С919 еще не представили. Ранее эксперты называли цифру в 50 млн долларов, что примерно вполовину меньше стоимости как европейских и американских аналогов, так и российского МС-21.

 

В этом смысле перспективы детища корпорации «Иркут» не очень радужные. С большой долей вероятности проект МС-21 вообще никогда не окупится. Российский рынок немаленький, но чтобы выйти в «плюс», создателям самолета нужно поставлять его на экспорт. И тут начинается самое интересное. «Нормальные», твердые, соглашения подписали только с «Аэрофлотом» и рядом небольших российских государственных лизинговых компаний. Все остальное — или «договоры о намерениях», или единичные заказы, не играющие никакой роли в судьбе МС-21.

 

Иностранных заказчиков всего три. Совокупно имеющиеся с ними договоренности подразумевают поставки примерно 20 крылатых машин. При этом до сих пор ни с одним зарубежным заказчиком нет твердого контракта. Говоря простым языком, МС-21, похоже провалился на мировом рынке. Возможно, именно поэтому машину даже не стали везти на престижный авиасалон «Ле Бурже-2017», а единственным российским летающим экспонатом выставки стал Sukhoi Superjet 100.

 

Дальнейшая судьба МС-21, кстати, хорошо видна на примере SSJ-100. Хотя ближнемагистральные пассажирские перевозки наравне со среднемагистральными — одно из самых востребованных направлений, за все годы было произведено чуть более 140 Sukhoi Superjet. И если в случае с провалом SSJ-100 можно было сказать, что «первый блин комом» (Россия долгие годы не создавала новые пассажирские самолеты), то крах коммерческих иллюзий МС-21 будет очень болезненным ударом по отечественному авиастроению.

 

SSJ-100 / ©wikimedia

 

Что в итоге? Вопрос существования МС-21 лежит не столько в плоскости коммерческой выгоды, сколько в плоскости поддержки статуса России в качестве авиастроительной державы. Судьба МС-21 зависит от того, сколько власть готова заплатить за этот статус. При желании новый авиалайнер можно рассматривать и в качестве «инвестиций в будущее». Однако в том будущем, которое нас ожидает, места для отечественного гражданского авиастроения, похоже, не найдется.