Серебряная стрела (Silver Streak, 1976)

На модерации Отложенный За Артуром Хиллером на сегодняшний момент числится больше 70 работ на телевидении и в кино, включая постановку отдельных эпизодов в различных телесериалах. 70 – это действительно много, особенно если посмотреть на некоторых его коллег по цеху. Другими словами, Хиллер – режиссер плодовитый, хотя, само собой, количество не всегда переходит в качество. Основной жанр – комедия. Самые известные картины – «История любви» (Love Story, 1970), «Госпиталь» (The Hospital, 1971), «Автора! Автора!» (Author! Author!, 1982) с Аль Пачино, «Ничего не вижу, ничего не слышу» (See No Evil, Hear No Evil, 1989) и «Как разобраться с делами» (Taking Care of Business, 1990). В общем, на комедиях режиссер, как говорят, собаку съел. Или даже две. Что касается ленты «Серебряная стрела», то ее комедией можно назвать с большой натяжкой.

Джордж Колдуэлл (Джин Уайлдер), книжный издатель, решивший, по его словам, «немного поскучать», поэтому он предпочел самолету поезд «Серебряная стрела», маршрут которого пролегает поперек североамериканского континента с запада на восток, из Лос-Анджелеса в Чикаго. Однако как раз поскучать Джорджу и не удастся. Для начала, в первый же вечер, он познакомится с очаровательной блондинкой Хилли (Джил Клейбёрг), путешествующей вместе со своим боссом, профессором Шрайнером. Путешествуют они, как принято в деловых поездках, раздельно, поэтому, по счастливой случайности, Хилли оказывается соседкой Джорджа. Поэтому ресторанное знакомство плавно перетекло в купе, со всеми сопутствующими реквизитами: шампанским, сексом и…свисающим с крыши вагона трупом профессора Шрайнера. Однако настроение вечера взяло своё, Джордж таки убедил себя, что сей факт ему привиделся, и отложил расследование до утра.

Будучи человеком упертым, Колдуэлл, едва проснувшись, решил все-таки разгадать таинственное происшествие и отправился в купе профессора, чтобы убедиться в своей неправоте. К сожалению, Джордж оказался прав, по крайней мере, в том, что искомой персоны в купе не оказалось, зато нарисовались две подозрительные личности, обыскивавшие купе профессора. Эти личности тоже не были в восторге, что их бурной деятельностью кто-то заинтересовался, поэтому один из них, здоровый верзила Рис (Ричард Кил, исполнитель роли Челюстей в двух фильмах про Джеймса Бонда), без лишних сантиментов выбросил Джорджа на полном ходу из поезда.
Как оказалось впоследствии, это было лишь начало злоключений книгоиздателя, который затем будет обвинен в убийстве федерального агента, а также станет участником погони, захвата заложников, угона поезда и железнодорожной катастрофы…

Нужно признать, фильм у Хиллера получился немного неровный. Начинается всё как вялотекущая мелодрама, затем перед нашими глазами внезапно начинают развиваться детективные события, а под конец можно наблюдать целое смешение жанров – тут и боевик, и комедия, и даже фильм-катастрофа. Если честно, если бы не необходимость следить за развитием сюжета, то первую часть можно было бы смело опустить. Самый смак начинается, когда в пару с Джином Уайлдером ставят чернокожего комика Ричарда Прайора. В этом месте картина Артура Хиллера чудесным образом преображается, и наконец-то начинаешь понимать, ради чего всё затевалось. Потому что эти два комика настолько хорошо дополняют друг друга, что просто непонятно, почему персонажа Прайора не ввели в сюжет с самого начала.

Впрочем, не мне одному эта мысль пришла в голову, потому что впоследствии этот дуэт появится в еще трех комедийных лентах, в том числе и у Хиллера в фильме «Ничего не вижу, ничего не слышу», где Уайлдер – Прайор сыграют одну из самых странных и смешных парочек в истории кино – глухонемого и слепого.

Я очень люблю этих актеров. Интересно, что Уайлдер, с его типичной еврейской внешностью и курчавой шевелюрой, часто играл не только комедийных, но и достаточно романтических и любвеобильных персонажей («Женщина в красном», «Забавно про любовь»). Впрочем, сам актер, тоже не промах, и был четырежды женат. Очень жаль, что у звезды ранних блистательных комедий Мела Брукса «Продюсеры» и «Молодой Франкенштейн» в конце 90-х годов обнаружили рак и, несмотря на то, что с болезнью Уайлдер справился, с тех пор актер совсем не снимается. Также прискорбно, что второй участник этого дуэта, Ричард Прайор, ушел от нас еще в 2005 году.

Оригинал здесь