Ангела-хранитель
На модерации
Отложенный
Почему России не стоит тратить усилия и ресурсы на чужие выборы
«Газета.Ru»
Главным итогом парламентских выборов в Германии для России могло бы стать осознание того простого факта, что практически нет смысла тратить усилия на формирование «пророссийских» политических альтернатив для других стран. Лучше иметь дело с предсказуемыми оппонентами, чем с непредсказуемыми «друзьями», которые после выборов зачастую проводят еще более антироссийскую политику, чем их предшественники.
ЦИК Германии обнародовал предварительные итоги выборов в парламент страны. Некоторые СМИ в России поспешили порадоваться появлению в будущем Бундестаге третьей силы — партии «Альтернатива для Германии», заработавшей рейтинг на антимигрантских лозунгах и публичной исламофобии и набравшей на воскресных выборах 12,6% голосов. В России некоторые считают ее пророссийской (партия активно привлекала русскоговорящий электорат ФРГ), в Германии — ультраправой и чуть ли не нацистской, что само по себе должно быть не очень приятно для нашей страны, победившей фашизм.
Ну а если учесть, что ни одна из других партий, прошедших в Бундестаг, вступать в коалицию с «АдГ» не намерена, эта партия не сможет иметь решающего влияния на принятие политических решений в Германии.
Новая наиболее вероятная правительственная коалиция в Германии, которую уже окрестили «Ямайкой» по совпадающим с флагом родины рэгги партийным цветам ее будущих ее членов — ХДС/ХСC (черный), свободных демократов (желтый) и «Зеленых» (зеленый) --, едва ли будет более пророссийской, чем прошлая, с социал-демократами. Но зато канцлером Германии остается Ангела Меркель. Предсказуемый и ответственный политик, с которым Россия при всех разногласиях привыкла иметь дело.
Западные СМИ теперь пишут: в Германии, как и во Франции, России не удалось повлиять на выборы так, чтобы власть досталась неким «пророссийским» силам.
Но есть ли вообще в ведущих европейских странах действительно пророссийские силы, которые в случае прихода к власти гарантированно сняли бы с нашей страны санкции без предварительных условий, признали Крым российским и приняли российскую версию происходящего на Донбассе?
Вопрос, скорее, риторический.
В демократических государствах никто не может единолично менять внешнюю политику на прямо противоположную.
На примере того, как Путин взаимодействует с Макроном и Меркель (их контакты, в том числе личные, практически не прерываются), мы видим, что и России лучше иметь дело с предсказуемыми и вменяемыми оппонентами, чем с персонажами типа получившего в американском истеблишменте ярлык «агента Москвы» Дональда Трампа.
Причем, как показывает практика, доказать отсутствие «русского следа» в чужих выборах задним числом бывает очень сложно.
Особенно после того, как такой «след» — полностью законный и официальный — присутствовал во французский предвыборный период. Марин Ле Пен приезжала с визитом в Москву и встречалась с Путиным почти накануне президентских выборов. Слабо подтвержденные слухи о «русских хакерах», пытающихся влиять на события в США и Европе, только усиливали внимание к этой спекулятивной теме.
Конечно, учитывая роль Германии и лично Ангелы Меркель в европейской политике, без реальных подвижек в мирном урегулировании украинского конфликта санкций с России явно пока не снимут. Не случайно 21 сентября на встрече с крупнейшими российскими бизнесменами Путин призвал их готовиться к ужесточению санкций. Но зато не будет и неисполнимых обещаний, которые щедро раздавал Трамп и которые в реальности обернулись резким ухудшением российско-американских отношений даже по сравнению с концом второго президентского срока Барака Обамы.
Первые официальные комментарии из России подтверждают, что и наши политики скорее рады, что предсказуемая Меркель остается. «Все, что там (в Германии) происходит, представляет для нас большой интерес», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «В целом блок Меркель победил на выборах», — отметил он. Ни слова — об успехе «Альтернативы для Германии», разглагольствований об уроках выборов для Европы или комментариев в духе «так им и надо».
Путин может говорить с Меркель на одном языке, и речь не только о его владении немецким.
У этих двух политиков давняя история личных политических отношений. Теперь они отвечают не только перед своими странами, но и перед мировой историей за свое политическое наследие.
Разумеется, в Госдуме не будет бала с шампанским по случаю победы Меркель в Германии, как это было, когда в США на президентских выборах победил Трамп. Зато не будет и горького похмелья.
Меркель не станет арестовывать дипломатическую собственность России или обещать «обязательно поладить с Владимиром Путиным». В нашем непредсказуемом мире лучше иметь дело с надежными партнерами, даже если они не согласны с нашей политикой. В противном случае приходится тосковать не только по Бараку Обаме, но и по Хиллари Клинтон.
Комментарии