Рецензия на "Избавление" (Deliverance, 1972)

На модерации Отложенный Просто подождем и посмотрим, что принесет нам река (Шериф Буллард)

Четыре бизнесмена из Атланты решили провести очередной уик-энд не за кружкой пива в баре, не сидя с семьей у телевизора и не на площадке для игры в гольф. Они решили оторваться от надоевшей своими благами цивилизации и ощутить свою истинную сущность на лоне дикой природы. Заядлый рыбак и охотник, любитель активного отдыха Льюис (Берт Рейнольдс), призывает своих товарищей прокатиться на каноэ по бурной речке, намекая, что это их последний шанс сделать это здесь и сейчас – очень скоро весь район будет затоплен и на этом месте будет образовано искусственное водохранилище.

По сути, только неформальный лидер этой группы Льюис искренне наслаждается окружающей действительностью, остальные «участники регаты» выбрали этот способ провести выходные просто потому, что привычные развлечения им уже наскучили. Задумчивый, глубоко цивилизованный, привыкший всесторонне анализировать ситуацию, Эд (Джон Войт); безвольный и инфантильный страховщик Бобби (Нед Битти); возвышенный и творческий Дрю (Ронни Кокс) – типичная компания городских парней, решивших отдохнуть на природе и получить свою порцию адреналина и экстремальных ощущений. И будьте уверены, они получат ее сполна.

Первый день приключений прошел по плану – путешествие вниз по реке, несколько крутых порогов, брызги, смех, восторженные лица, тихий вечер под луной, палатки на берегу реки, свежепойманная рыба, вино, пение Дрю под гитару и комары. На второй день Бобби, недовольный постоянным подколками на своей тучной внешностью со стороны Льюиса, пересел в каноэ Эда. Немного опередив своих товарищей, они ненадолго пристали к берегу, чтобы размять ноги и опорожнить вчерашние излишества. На любой дороге есть повороты, на которые лучше не сворачивать и остановки, на которых лучше не задерживаться. Откуда могли догадываться Эд и Бобби, что простое желание «отлить в кусты» приведет их в руки двух местных подонков-извращенцев? Угрожая охотничьим ружьем, они привязали Эда к дереву, надругались над Бобби и собирались сделать тоже самое со второй жертвой, если бы не меткая стрела Льюиса, насквозь пронзившая сердце одного из выродков…

Тихая прогулка по местным достопримечательностям с этого момента превратилась в тотальный кошмар, который обычно не предлагают в качестве дополнительной опции в турагентствах. Убийство человека, пускай и подонка, пускай и в целях самообороны, сделало невозможным продолжение приключения в прежнем ключе – теперь над всеми участниками похода нависла не только угроза быть схваченными на месте преступления, но и возможность мести со стороны второго мерзавца, который успел сбежать. Не говоря уже о том, что произошедшее событие перевернуло представления «туристов» о добре и зле и раскололо группу на две конфликтующие стороны. Как поступить? По закону – передать тело в руки местных властей в лице шерифа и надеяться что местный суд присяжных, состоящий, возможно из родственников этих извращенцев, оправдает четырех чужаков, забредших в лес и убивших человека? Или пойти на сделку с совестью – закопать тело, скрыть улики и постараться забыть обо всем? Ситуация осложняется тем, что где-то рядом бродит еще один вооруженный негодяй, и помимо моральной стороны дела, городским парням предстоит решить еще один насущный вопрос – вопрос выживания.

Без сомнения, это один из лучших, если не самый лучший фильм английского режиссера Джона Бурмена, известного отечественному зрителю по фильмам «Экскалибур», «Изумрудный лес», «Надежда и слава» и «Портной из Панамы».
Нет, картина не была осыпана наградами, фактически не получив ничего, кроме нескольких номинаций на Золотой глобус и Оскара. Да и сам Бурмен, несмотря на достаточно серьезный послужной список, никогда не был обласкан критиками и премиями. Режиссера дважды (в 1970 – за фильм «Лео последний» и в 1998 – за «Генерала») признавали лучшим на кинофестивале в Каннах, и ни разу – на родине в Великобритании или в Голливуде. Плюс ко всему Бурмен никогда не был коммерческим постановщиком, что всегда делало его проекты малоинтересными для продюсеров и крупных студий, но привлекательными для актеров и сценаристов, которые могли быть уверены, что их игра и нестандартные сценарные ходы не потеряются на фоне спецэффектов и комбинированных съемок.

Собственно, с «Избавлением» так и получилось – несмотря на достаточно напряженный сюжет, за который стоит поблагодарить писателя и автора сценария Джеймса Дики (сыгравшего, кстати, в фильме роль шерифа Булларда), бОльшая часть драматизма и пугающе-реальной атмосферы фильма создается именно за счет великолепной актерской игры всех четырех основных персонажей. Уже популярные исполнители Берт Рейнольдс и Джон Войт, успевшие засветиться в Голливуде, естественно тянули одеяло на себя, но и Ронни Кокс (будущий исполнитель ролей главных злодеев в картинах «Робот-полицейский» и «Вспомнить всё»), для которого это был всего лишь третий фильм, и дебютировавший в этой картине театральный актер Нед Битти, ничуть не уступили своим более именитым коллегам по цеху. Интересно, что, например, Битти, сыграв самого физически слабого и неумелого персонажа, был единственным из всех, кто имел навыки управления каноэ.

В итоге у Бурмена получилась отличная смесь из психологической драмы и напряженного триллера, причем фактически вся картина распадается на две части – первая – повествовательная, неторопливая, в стиле пейзажных зарисовок и вторая – стремительная и неожиданная, как сама река, по которой путешествуют главные герои. Только досмотрев фильм до середины, понимаешь, что название ленты – Избавление – несет в себе скрытый подтекст, некий двойной смысл. С одной стороны, всё это путешествие планировалось как способ убежать от проблем, очистить голову от ежедневной рутины, успокоить нервы. С другой стороны неожиданный поворот событий и череда трагических происшествий ставят перед обычными людьми, не имеющих навыков в сокрытии улик и закапывании трупов, буквальную задачу – избавление от тела. Наверное, одна из самых страшных и тяжелых сцен в фильме – это момент, когда все четверо руками копают могилу. Есть и еще одно «избавление» – то, о котором участникам этой прогулки теперь придется только мечтать. Потому что убежать и скрыться можно от всех и от всего, но не от самих себя. И просыпаясь в холодном поту от очередного ночного кошмара, Эд еще долго будет жаждать избавления – в первую очередь, от своих воспоминаний.

P.S. Большинство сцен были сняты на реке Чаттуга, разделяющей штаты Южная Каролина и Джорджия. Через год после выпуска картины Бурмена на экраны, в местах съемок, в попытке повторить маршрут героев фильма, на этой реке утонул 31 человек.

Оригинал здесь