Куликовская битва: День воинской славы России
На модерации
Отложенный
Ордынский правитель Мамай, запланировавший масштабный поход на Русь, был разбит русскими дружинами на Куликовом поле. В средневековых источниках сообщается, что Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Богородицы, для православного мировоззрения связывать хронологию исторических событий с событиями священной истории является традиционным. Поэтому правительственное постановление отмечать День воинской славы России – победу в Куликовской битве 21 сентября, выглядит хоть и необычным, но является обоснованным.
К 1380 году русские княжества уже полтора столетия пребывали в зависимости от Орды: князья и духовенство регулярно ездили в ставку ордынских правителей для подтверждения своих полномочий, русские люди отдавали последнее, чтобы заплатить кочевникам дань. Все выступления против ордынцев жестоко подавлялись, консолидировано действовать против Орды русские князья стали при Дмитрии Ивановиче, великом князе Московском.
Его инициативу о совместных действиях против Орды поддержали другие князья на съезде в Переяславле в 1374 году. Москва перестала платить «выход» завоевателям, что привело к серии боевых столкновений. Сначала Мамай разорил нижегородские пределы. В ответном походе весной 1377 года объединенные русские дружины вторглись на подконтрольные Орде территории в Волжской Булгарии и принудили местных правителей к выплате дани. Далее было сражение на Пьяне, в котором русские дружины, потеряв бдительность, с позором проиграли сражение, ставшее для них бойней.
Но уже в следующем году на реке Вожа русская рать под командованием Дмитрия Донского разгромила ордынского царевича Бегича. Это было первое поражение для войска, направленным правителем Орды. В ответ Мамай стал готовить великий поход на Русь, на его стороне были литовский князь Ягайло, а также черкесы, аланы, ясы, кавказские евреи и армяне наряду с другими наемниками.
К Орде, желая обезопасить свое княжество от первого удара, присоединился Рязанский князь Олег.
Поход на Русь темник Мамай возглавил лично. Известия о движении кочевников Москва получила в середине июня, великий князь, оценив донесения разведки, стал готовиться к войне. Гонцы были разосланы во все княжества, по свидетельству летописца на призыв Дмитрия Ивановича откликнулись «все князья русские».
Перед походом князь Дмитрий посетил преподобного Сергия Радонежского, именуемого игуменом земли Русской.
Святой благословил Дмитрия, сказав: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». В помощь князю старец дал двух иноков Пересвета и Ослябю, до поступления в обитель они были искусными воинами. Этим символическим действием преподобный Сергий показал, что русские люди выходят на битву не с обычным противником, и что борьба носит метафизический характер. Поединок православного воина Пересвета с богатырем Челубеем, адептом культа насилия и крови, свидетельствует об этом.
Ободренный благословением преподобного Сергия, Дмитрий Иванович отправился в Коломну, где собрались дружины. 40-70 тысячам русских воинов предстояло сразиться с превосходящими в 2-3 раза силами противника. Чтобы не допустить соединения Мамая с литовцами, русское войско спешно вышло из Коломны. Князь Дмитрий перебрался через Оку, прошел через рязанские пределы, подошел к Дону и близ устья реки Непрядвы переправился через него. Сколоченные мосты были разобраны, нужно было обезопасить собственный тыл от литовцев и рязанцев.
Тем временем кочевники подходили к лагерю русских, встреча произошла на рассвете, летописец, чтобы подчеркнуть контраст между двумя ратями, говорит, что вид татар была мрачен и темен, а доспехи русских блистали на солнце.
В центре русского войска находился большой полк московского князя, на правом фланге – полк князя Андрея Ольгердовича, на левом – князей Феодора Моложского и Василия Ярославского, в дубраве стоял засадный полк. После поединка Пересвета с Челубеем, завершившегося смертью обоих, началась ожесточенная битва. С переменным успехом она продолжалась весь день. Обе стороны несли большие потери, исход решил удар засадного полка Владимира Андреевича и Дмитрия Боброка. Татар загнали в реку и добили, резервов у противника не было, поэтому удар засадного полка стал финальным. Мамай не стал дожидаться полного разгрома своего войска, и бежал с поля битвы.
Узнав о его поражении, князь Ягайло, находившийся в 40 километрах от Куликова поля, как сообщает летописец, «со всею силою литовскою побежа назад с великой скоростью, никем же гоним». Победа была полная, но она досталась дорогой ценой. Несколько дней русские воины собирали и хоронили своих товарищей. Тем не менее, день Куликовской битвы стал началом нового этапа в истории Руси. С этой победы, по выражению Льва Гумилева, началось «осознание русскими себя как целостности и утверждение русского национального самосознания».
Комментарии
http://www.nat-geo.ru/travel/34515-byla-li-kulikovskaya-bitva/#full
Поэтому описанную версию называют не исторической, а литературной.
А где они все находились в свободное после завоевания России время. НИ КИ ТО НЭ ЗНАЕТ!
не факт...!
НЕ было никакого монголо-татарского ига - похоже что если и была - то между-усобная война
а при псевдо-романовых в 18 веке переписанная на новый нужный лад ......
потому и не могут по описанной географии ничего найти - так летопись сказочная от 18 века
а события вроде как описывает от 13 века - сказки - да и только ..!
из мифотворческой лапши,
душа болит — хороший признак
сохранности моей души.
(с)
Кому выгодно перекраивать историю страны?
Откуда это ?
-------------
1)Некоторые летописи 15 века утверждают, что на Куликовом поле погибли несколько десятков рязанских бояр, воевавших вместе с москвичами. Скорее всего - вымысел, как и павшие на этом поле Суздальцы -враги Москвы.
2)Откуда сведения, что в 1374 г. русские князья в Переславле договорились не платить дани ?
3)К переписанным в 15 в. при Киприане летописям 14 века надо относиться строже, ибо сам факт переписки вызывает вопрос ЗАЧЕМ? В 1380 г. Киприан был в Москве, поэтому утверждение летописи, что он дал Добро на битву с Мамаем выглядит нормально. Но одна из современных версий гласит, что по факту битва была в 1379 г, и что Киприан "передвинул её на 1380 год , чтобы засветить себя в этом деле.
4)Мамай требовал дань за прошлые годы, и в Москве была партия, готовая выплатить её ради мира. Сергий одобрил решительность Дмитрия и дал ему двух воинов - Пересвета и Ослябя в знак своего одобрения.
5)Почему Дмитрий с конным отрядов двинулся к Троице к Сергию, а не Сергий явился в Москву ? - Отряд остановился в Радонеже, откуда шли
Можно думать, что Сергий обещал Дмитрию уговорить несогласных. Возможно. кого-то и уговорил.
6) О крупных несогласиях среди князей С-В Руси можно судить по событиям 1382 г, когда Москву взял и разорил Тохтамыш. НИ ОДНО княжество не пришло на помощь Москве, а суздальцы так прямо помогли Тохтамышу.