Образование и преподавание
На модерации
Отложенный
Уважаемые интеллектуалы! Вы видите, что сегодня высшее образовании в России в кризисе. Происходит то, что называется «деградация системы образования». Наберите эти три слова в поисковике и читайте. О платном обучении, о продаже дипломов и диссертаций, об утечке кадров, о бюрократизации и отчетностях, объединении кафедр, резком снижении часов, а следовательно и кадров, да о чём угодно. Перепосты делать не люблю.
Я вовсе не об этом. Мне хотелось бы быть оптимистом и я пишу так, как должно было бы быть по мотивам своих публикаций и выступлений «на заре перестройки».
Вот в чём суть.
Дидактически обоснованное изложение любого предмета зависит от подготовленности аудитории. Поэтому в самом начале учебы на первом курсе необходим небольшой курс формальной логики. Нельзя начинать изучение предметов без знания элементарной логики. Опора на здравый смысл хороша, но недостаточна. Начинать надо с азов логики и основ логической культуры. Как ложка нужна к обеду, так и логика к голове, особенно в процессе учёбы.
Далее. В любом вузе к изучению философии следует переходить только после курса «Концепции современного естествознания». Ну не может и не имеет морального права человек философствовать не имея общего представления о достижениях современной науки, о научной картине мироздания.
И только после такой пропедевтики возможно начинать знакомство с философией. А это путешествие в интереснейшую область человеческой культуры. Если слушать и конспектировать лекции, читать книги мыслителей, думать, соглашаться, возражать, понимать, стараясь встроить новую информацию в систему собственных знаний и убеждений, то можно будет не только изложить чужие мысли своими словами, но и дополнить их своими мыслями.
Тема лекции по философии – это, обычно, одна из философских проблем. Лектор аргументировано обосновывает свои мысли (тезисы) противопоставляя и сравнивая их с другими. Есть правило: хочешь узнать, есть ли у автора собственная позиция, спроси его: «Ты, собственно, против чего?» Но это вовсе не означает что он обязательно должен всем возражать. Это значит, что студент как свободный гражданин страны должен быть способным сравнивать различные теоретические позиции, уметь выявлять основные мысли, понимать предлагаемые решения.
В вузах обычно начинают с протофилософии, с истории становления знания, двигаясь через античность к средним векам, к философии Нового времени, к современности. Туманное представление остаётся у студента от различных философских направлений и школ.
О современной зарубежной философии и говорить не приходится, многие преподаватели технических вузов о них и не говорят, оставляя на заключительные лекции, на которые обычно у них «часов не хватает».
Я думаю продвигаться от одного имени к другому, в ситуации, когда никакого представления о философии студент вообще ещё не имеет – занятие малопродуктивное.
По мнению одних история философии в целом и есть философия: есть опыт изложения каждой темы вузовской программы в её становлении от древнейших времён до наших дней. Возможно это и хорошо для совсем уж неподготовленного, но в этом случае студент входит в герменевтический круг и возникают трудности как в понимании целостности учения того или иного философа, так и в понимании самой проблемы.
Поэтому начинать преподавание философии следует с систематического курса философии, с исходных понятий. Затем целесообразно перейти к проблеме генезиса сознания и познания, к теории познания и методам научного исследования, после этого к проблемам онтологии, социальной философии и современного понимания актуальных философских проблем.
И только после этого, во второй части курса – излагать историю философии.
В зависимости от специализации вуза число часов по каждому разделу может меняться. Понятно что в консерватории философия преподаётся иначе чем на физмате или в медицинском вузе. Свои акценты и расчасовка. Но в целом систематическому курсу следует отводить примерно 60 % аудиторного времени. Как показывает опыт, такая последовательность изложения способствует развитию самостоятельного мышления и первые темы облегчают понимание последующих. После логико-философской пропедевтики, после знакомства с современной проблематикой история философии уже не будет восприниматься как набор разнообразных несвязных мнений, появляется возможность анализировать достижения и заблуждения мыслителей разных эпох, критически осмысливать эволюцию философских знаний на фоне эволюции культуры и всего социума. Разумеется, это будет лишь краткий обзор, но на большее рассчитывать не приходится. Акцент делается на самостоятельное чтение. Да, в диалоге с собственным прошлым философия находит идеи, помогающие решать сегодняшние актуальные вопросы современности. Но историков философии профильные вузы не готовят.
Итак, имеются весомые основания прийти к выводу, что в большинстве обычных вузов целесообразно начинать преподавание философии с современного состояния мировой философской мысли, и только потом переходить к её истории и критическому анализу позиций крупнейших мыслителей различных эпох и времён.
Комментарии
Влияния философии на историю человечество.
Чтобы изучающий понял важность этой науки.
Автор: Виноградов С.
Название: Логика. Учебник для средней школы.
Издательский дом: УЧПЕДГИЗ
Год издания: 1954
Аннотация:
ЦК ВКП(б) в постановлении "О преподавании логики и психологии в средней школе" от 03.12.1946г. признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счёл необходимым ввести в течении 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили. А зря. Это тот самый учебник для средней школы 1954 года издания.
И другой вопрос, побочный: в 1946 г. преподавание логики и психологии предписывает ЦК ВКП(б). Разве это нормально? Что это за орган, в котором Сталин, Жданов плюс, кажется, тогда уже Суслов? Разве это вопрос не самих школ: готовы ли они к этому, есть ли преподаватели, соответствует ли контингент и т.д.?
Комментарий удален модератором
С Зиновьевым мне случилось очень коротко побеседовать на Московской книжной ярмарке незадолго до ухода Александра Александровича (это только побочная ремарка).
После войны Сталин видимо понял свои ошибки и решил кое-что менять, пытался вернуть логику в школу и поручил учителю моего учителя проф. Асмусу написать учебник по формальной логике. Асмусу поздно вечером звонок:"с вами будет говорить товарищ Сталин". Тот вскочил от такой неожиданности и выслушал предложение Сталина. От работ-забот сразу освободили, написал за год, как и было сказано. В ун-тах логику ввели, в МГУ открылась кафедра логики, но идею заболтали, саботировали введение в школах, всё закончилась формально "за отсутствием специалистов-педагогов".
О самодеятельности школ тогда и речи не могло быть. Хотя в целом образование было весьма качественным. Вплоть до введения всеобщего обязательного среднего образования в 60-х, тогда и покатилось вниз..
На лекциях Зиновьева я бывал и на конференциях где он принимал участие тоже, однажды в Одессе даже беседовал с ним, там же был и сын Есенина логик-диссидент Есенин-Вольпин, которого явно пасли, он это знал,и потому старался ни с кем не общаться, чтобы не подставлять. Вот такая жизнь..
А Асмус написал для ун-тов.
У нас нет "вперед смотрящих", людей с широким кругозором, поскольку нет идеологии.
Одна комиссия по борьбе с лженаукой столько делает, чтобы удавить новые и критические направления. Сидят там "свадебные генералы" и тунеядцы и утверждают:
Бог нам велел судить всех и вся. В нас НАУКА.
Все остальное - "лженаука".