Бессилие Трампа

На модерации Отложенный Бессилие Трампа

Дата публикации: 20 сентября 2017, 18:53

 

 

Трамп пригрозил КНДР уничтожением, охаял социализм и прорекламировал реформу ООН

В настоящее время Нью-Йорке в рамках 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проходит общеполитическая дискуссия на высшем уровне с участием глав государств и правительств с более чем 120 стран мира. Одна из главных тем нынешних дебатов: «Ориентация на людей — стремление к миру и достойной жизни для всех на стабильной планете».

19 сентября президент США Дональд Трамп впервые с момента вступления в должность произнес речь с трибуны ООН. В Из его уст вновь прозвучали угрозы в адрес КНДР. Так, американский лидер назвал лидера северокорейской республики Ким Чен Юна «человеком-ракетой» и пообещал «полностью уничтожить Северную Корею», если она не остановит свою ядерную программу.

Кроме того, президент США заявил, что будет всегда ставить Америку на первое место.

«Я был избран не для того, чтобы забрать власть, но дать власть американскому народу, кому она и принадлежит. Во внешней политике мы обновляем эти основополагающие принципы суверенитета», — сказал Трамп. Он указал, чьл первая обязанность правительства США — служить народу и обеспечивать его безопасность.

«Будучи президентом США, я всегда буду ставить Америку на первое место, как это вы, будучи лидерами ваших стран, будете всегда и должны всегда ставить ваши страны на первое место, — подчеркнул Трамп. — Миру необходима коалиция сильных независимых стран. Это основа для сотрудничества и успеха. Разные культуры, разные мечты, не просто сосуществуют, но работают друг с другом плечом к плечу на основе взаимного уважения».

Это заявление главы Белого дома было встречено аплодисментами в зале.

Помимо этого, президент США заявил о необходимости реформировать организацию. Произошло это на созванном по инициативе США заседании всех заинтересованных стран. «ООН не полностью раскрыла свой потенциал из-за бюрократии и неправильного управления», — отметил президент, подчеркнув, что с 2000-х годов бюджет организации увеличился более чем в два раза, но ее эффективность по-прежнему не соответствует потраченным средствам. Приоритет нужно отдавать народу, а не бюрократии, делать «фокус на результатах, а не на процессе», каждая миротворческая миссия должна четко понимать свои цели, а ее эффективность необходимо как-то измерять, заявил Трамп.

США еще до выступления своего лидера разработали политическую декларацию в поддержку реформы, которую могут подписать все желающие страны. Декларацию уже поддержали 142 из 193 государств — членов ООН, и это число продолжает расти Поддержку декларации на заседании высказал и сам генсек ООН Антониу Гутерриш.

Экспертные оценки: Андрей Фурсов, Александр Домрин

 

Андрей Фурсов:

С одной стороны, Трамп заявил в ООН, что миру необходима коалиция сильных независимых стран. С другой стороны, прозвучали угроза уничтожения Северной Кореи и оскорбления Ирана и Венесуэлы. Что же мы видим? То ли реальные планы хозяев мира вуалируются актёрскими выступлениями псевдолидеров, и даже американский президент — просто клоун? Или же взаправду озвучиваются контуры будущего мироустройства?

К любым заявлениям политиков нужно относиться очень спокойно, сдержанно. Мы в полноте не знаем, на что реагирует Трамп внутри своей страны и кому адресованы его посылы. Я думаю, что это вообще ошибочная вещь — здравствовать на каждый чих Трампа или ещё кого-то. Он сказал невесть что — и мы сразу бросаемся это обсуждать. Тем самым мы демонстрируем свою поразительную зависимость от того, что думает политик чужого государства. Сказал и сказал — и бог с ним. Мы очень большое внимание уделяем этим вещам, тем самым демонстрируя свою провинциальность и зависимость. Так же получилось с нашими недавними военными учениями. Мы несколько недель уговаривали Запад: «Нет, не надо нас бояться». Один раз сказали — всё, хватит. И почему они не должны бояться нас? Пусть боятся. Так что не надо особенно реагировать на чужие мнения. Во времена Сталина на такие вещи вообще не реагировали. Мало ли что говорят на Западе. Много чести для Трампа всерьёз обсуждать его слова. Надо смотреть, что делают настоящие правители.

Дело в том, что на большую войну у них силёнок не хватит. Важная вещь: в последние недели одновременно произошли несколько событий. Это запуск ракет и испытание водородной бомбы в КНДР. В Китае был парад серьёзной военной техники. Мы тоже запустили нечто грозное. То есть мы фиксируем некие синхронности. Иран, Россия, КНДР и Китай осуществляют прорывные дела в области космоса, вооружений, высоких технологий. Поэтому единственная страна, которой реально может угрожать Трамп — это беззащитная Венесуэла. А то, что Трамп говорит в адрес КНДР «уничтожу, уничтожу», то это, как выражался один из героев фильма «Неуловимые мстители», говорится в бессильной злобе. Брутальная риторика — и не больше. Чем она брутальнее, тем сильнее обнажает слабости США. Я хочу всё-таки ещё раз призвать нас как можно меньше реагировать на то, что говорят натовцы, американцы. Кричат они о том, что они боятся нашей угрозы — очень хорошо. Хотите кричать и бояться — пожалуйста, кричите, бойтесь.

О том, что Трамп заявил: «Социалистический эксперимент не удался ни в одной стране мира, включая СССР». Мне совершенно не хочется влезать в голову Трампа. Абсолютно неинтересно, что он имел в виду и почему «позабыл» про социалистический Китай. Впрочем, стоит сказать, что то, что мы имеем в Китае — это не совсем социалистический эксперимент. Это китайская система. По форме — социализм, а по сути дела — это китайская традиция, которая существует уже более двух тысяч лет и которая иногда похожа на социализм, а иногда на капитализм. Но совершенно ясно то, что Китай — это не капитализм в его классическом виде. А с другой стороны, тот уровень эксплуатации, который имеет место быть в Китае, то, как там эксплуатируется население — это, в общем-то, почти что Англия эпохи Оливера Твиста.

Трамп мне не интересен сегодня и вообще никогда не был интересен. Интересны могут быть хозяева, а клерки и политическая обслуга не могут быть интересны.

Каких-то симптомов изменений в правящей мировой верхушке пока не вижу. То, что наблюдалось предыдущие годы — то всё и остаётся. Реальные хозяева всё те же.

Александр Домрин:

Конечно, в значительной степени Трамп сейчас фактически пересматривает те тезисы, с которыми он шёл на выборы год назад и за что на самом деле тихое молчаливое американское белое большинство в конечном итоге Трампа и избрало (конечно, ни о каких русских хакерах никто всерьёз в Америке, кроме Хиллари Клинтон и «клинтоноидов», не говорит). Ещё в советское время, ещё с середины 80-х шли разговоры о реформе ООН. Я прекрасно понимаю, что Трампу меньше всего было интересно в те времена вообще думать о том, что такое ООН, тем более думать о реформе ООН. Сейчас же он выступает по бумажке. Самое печальное то, что эту бумажку писал не он. Когда он выступал со своими предвыборными речами, конечно, у него тоже были свои политтехнологи, но, по крайней мере, когда он выступал со своей иннаугурационной речью 20-го января, большинство экспертов сходились в мысли о том, что он сам писал эту речь — может быть, Стив Бэннон ему помогал. Но сейчас очевидно совершенно, что человек выступает по сценарию, который не имеет ничего общего ни с его предвыборными обещаниями, ни с тем, что на самом деле беспокоит работящую Америку — ту самую Америку, которая его и избрала. Это перформанс. Перформанс неудачный. Непрофессиональный.

У меня кроме русских студентов есть ещё и иностранные. Учится, например, студентка из Южной Кореи. Она за голову хватается: если Трамп сейчас собирается бомбить Северную Корею — это непосредственная угроза Южной Корее. Давайте дальше разбираться. Сейчас в Республике Корея находится порядка 70 тысяч американцев. Какую Северную Корею собирается бомбить Трамп, если от этого сразу он получит больше смертей, чем за всё время вьетнамской войны? Налицо совершенно неумная риторика, когда кричишь «волк, волк», а потом оказывается, что никакого волка нет. Но чем больше ты кричишь «волк, волк» в отношении Северной Кореи, тем больше тебе верят. К сожалению, это дискредитация популярного, народно избранного американского президента. И чем дальше Трамп будет следовать тому сценарию, который написан не им, но написан для него, тем хуже будут последствия как для него самого, так и для Америки.

В то же время нужно понимать, что двигает Трампом. С какого перепуга Иран объявляется страной-изгоем для США? Где Иран, где США? Как Иран угрожает США? Да это работает еврейское лобби в США, которое спит и видит, чтобы Ирана не было на карте мира, ссылаясь на то, что якобы Иран спит и видит, чтобы не было Израиля на карте мира. Почему хвост в виде израильского лобби легко машет собакой под названием США? В данном случае объективные эксперты и объективные наблюдатели, как в России, так, естественно, и в Америке просто разводят руками. Нельзя же настолько подчинять американские национальные интересы национальным интересам каких-то других стран.

Мы видим признаки разрушения солидарности Западного мира. Например, глава дипломатии ЕС Федерика Могерини после речи Дональда Трампа в ООН высказалась однозначно и резко: «Ситуация вокруг КНДР должна решаться исключительно мирным путём. В ЕС никогда не говорят о разрушении стран». То есть она дезавуировала со стороны ЕС слова Трампа. Что это? тоже часть какой-то игры или возникает реальный ментальный и политический водораздел между Старым и Новым светом? Конечно, Европа остаётся оккупированной частью западного полушария. Но всё-таки пытается что-то делать, как-то брыкаться. Вы посмотрите, как лидер Франции совершенно неожиданно для этого мальчика из ниоткуда выступил куда как с более разумных позиций. Посмотрите, как фрау Меркель, которая занимала на протяжении очень долгого времени позицию национал-предателя собственного германского народа, сейчас, накануне выборов, начала напоминать о том, что антироссийские санкции бьют не только по России, на самом деле не действуют так, как ожидалось Вашингтонским обкомом, но ещё в большей степени бьют по европейской экономике. Это всё-таки тот случай, когда нет единого центра силы. Нет единого командного пункта, который раздаёт повестки дня для Вашингтона, для Брюсселя, для Парижа или Берлина. Всё-таки возможны некоторые отступления, колебания, фрикции. В нынешних реалиях России оставаться оставаться восприимчимой не к глобальной повестке, которую формируют в Вашингтоне, а всё-таки к возможным вариациям, которые предлагают другие наши потенциальные партнёры.

А есть ли они? К вечеру 20 сентября предложение Трампа по реформированию ООН подписали уже 142 страны. Опасно ли эта декларация Трампа о реформировании, или там речь идёт о чисто бюрократических и денежных вещах?

Ни в коем случае такого рода организации нельзя реформировать в результате кавалерийской атаки. Трампу, конечно, метода кавалерийской атаки очень близка. Он и победил на выборах именно так, с кондачка, в результате кавалерийской атаки, что сработало. В данном случае нельзя реформировать ООН, досконально не обсудив все последствия такой реформы. Мы прекрасно помним, что ООН создавалась великими державами: Советским Союзом, США, Великобританией. Обсуждалось это и в Ялте, и потом, когда, собственно, в 45-м году ООН и создавалась. Страны-победители тогда думали, что они в значительной степени будут определять повестку дня в мировой политике. Дальше началась Холодная война, процесс разброда и шатаний. В 1986 году США отказались признавать юрисдикцию Международного суда ООН. Казалось бы, США создавали вместе с нами систему ООН, включая судебную систему в лице Международного суда. Но был процесс Никарагуа против США — когда американцы финансировали контрас, когда пытались свергнуть законно, демократически, легитимно избранное правительство сандинистов. Никарагуа победила в суде. Что сделали США? Заявили: мы отказываемся признавать обязательную юрисдикцию Международного суда ООН. То есть на самом деле уже тогда США начали думать, как не просто реформировать, но демонтировать систему ООН. На данный момент, с моей точки зрения, пусть даже и значительное чисто стран — сателлитов и вассалов США — и поддерживают такого рода «реформы», но для всего оставшегося мира это менее всего интересно. Процесс только начинается, но он займёт очень долгое время, и нет никакой гарантии, что эта реформа произойдёт по американским лекалам.

Газета «Завтра»