"Я не могу иначе..." (Памяти Валентины Толкуновой)

На модерации Отложенный Ушла от нас Валентина Васильевна. Валентина. Валя. Валечка. Валюша. Очень больно. 63 – это не возраст для таланта.

Конец 70-х годов. Концерт Валентины Толкуновой в Томске. Шел на него не с самым лучшим настроением - были какие-то мелкие бытовые проблемы. В зале погас свет. И вот на сцену вышла удивительно красивая молодая женщина. Ничего лишнего – простая прическа, нитка жемчуга, элегантное концертное платье, шарф. Улыбнулась своей легкой, необыкновенной и очень нежной улыбкой. И полилась чистая, как родник, песня…

«Нет без тревог ни сна ни дня,
Где-то жалейка плачет.
Ты за любовь прости меня,
Я не могу иначе…»

И с первыми нотами все проблемы показались такими мелкими, ненужными, неважными. А дальше, дальше уже происходило ЧУДО. Валя начинала первую строчку песни, и зал взрывался аплодисментами. Полтора часа музыки, удивительного голоса, общения с истинным талантом. 10-тиминутная овация по окончании концерта. Прошло столько лет – все как будто вчера.

Знаете, это удивительно. Обычно творчество любого артиста вызывает самые разные толки и отзывы, от полного неприятия до полного восторга. Пролистав множество страниц в Рунете, я увидел ТОЛЬКО ОДИН неприязненный отзыв о Валентине. (И то не о ее творчестве, а о якобы имевшем место закулисном инциденте. Бог судия тому человеку, пусть это останется на его совести.) Валя была действительно НАРОДНОЙ АРТИСТКОЙ. И останется такой в наших сердцах. Ей не нужны были внешние эффекты, фейерверки на сцене, толпа полуголых мальчиков и девочек на сцене, дрыгающих ножками и ручками. Она не делала полуметровых пергидрольных начесов, не гремела на сцене пошлыми «псевдорусским» нарядами, усыпанными стразами. Не исполняла разухабистых кабацко-«казацких» песен, не проводила сомнительных экспериментов с русской музыкой. Она сама была ПЕСНЕЙ. Простота, нежность, естественность, доброта стали ее стилем, потому что были ее сущностью.
Она не выходила по пять раз замуж, не меняла, как перчатки, молодых любовников. За ней не тянулась череда искусственно раздуваемых скандалов, ее имя не мусолила «желтая пресса». Истинному, большому таланту это не нужно. Такой талант остается жить в сердцах зрителей. У неё не было оголтелых «фанатов» - у нее были поклонники, искренние и преданные.

Ушла от нас Валя… Ушла удивительная ЖЕНЩИНА и удивительная ПЕВИЦА: красивая, нежная, мудрая, талантливая, добрая, искренняя. Ушла ли? С нами остались ее песни! Такие же, как она: красивые, нежные, мудрые, талантливые, добрые, искренние. Но с песенной палитры России исчезла еще одна краска, и наш музыкальный мир наш стал еще на одну ноту беднее. Не растерять бы последнее… Ведь не баловало Валентину Васильевну своим вниманием наше ТВ, совсем не баловало. Вот «Камеди Клаб», полудохлые полуголые и полностью бесталанные «звездюльки» - это пожалуйста, каждый вечер, да не по одному разу. Племя продюсеров, все эти айзеншпайсы, недокрутые, мармаладзе словно чума, прошлись по российской эстраде, оставив дикое поле, густо усыпанное сорняками. Да и что они могли оставить, когда в каждом глазу – по доллару, а артиста называют «проектом»… Вот и прыгают по сценам одни дикие дибиланы с повадками самца-бабуина в брачный период, «щёколадные зайцы» с единственной песней в репертуаре, «фабриканты» и «фабрикантки».

Уходят талантливые артисты, уходят. Ушел почти родной человек. В каждом доме звучал вечером ее голос: «Спят усталые игрушки, книжки спят». Голос Валентины – это голос детства.

Валентина, Валечка, Валюша, спасибо тебе за твои песни, за твой голос, за твой талант. Спасибо тебе за то, что ты была с нами. За то, что твои песни, твой голос звучали, звучат и будут звучать в каждом русском доме. Твои песни – это еще одно доказательство того, что смерти нет. СПАСИБО!