Сегодняшний отличник по знаниям равен в лучшем случае троечнику советского времени

На модерации Отложенный

Система среднего образования у нас перестала правильно работать уже при Горбачеве

Сегодняшний выпускник-пятерочник по знаниям равен в лучшем случае троечнику моего времени. Это очень краткий, но исчерпывающий приговор всем тем «инновациям», через которые провели наше среднее образование за четверть века. В школе пока не реализуется цель воспитать грамотного человека, гражданина, при этом, что характерно, и практических навыков среднее образование почти не дает. Скажем, той же информатике, которая сегодня в центре внимания, в вузах студентов приходится переучивать. Это же относится и к востребованной вроде бы экономике…

Что уж говорить про фундаментальные технические и гуманитарные знания! Исключительно порочна, на мой взгляд, погоня администрации за количеством выпускников, поступивших в вузы, и оценка успешности школ по этому критерию. При этом во многих старших классах сформировалась нездоровая атмосфера, в которой хорошо и всерьез учиться уже просто неприлично. Идет только натаскивание на ЕГЭ. Часто учителя элементарно боятся своих учеников, директора боятся их родителей. О каких новшествах в такой ситуации можно всерьез рассуждать?

Хотя я бы предложил одну кардинальную инновацию, связанную с тем, что система среднего образования у нас перестала правильно работать еще в советское время. Речь о том, что любого ученика школа обязана выпустить из своих стен с аттестатом об окончании. Между тем есть индивиды, которые с какого-то момента теряют всякое желание и мотивацию учиться. Их буквально тянут за уши — хотя бы до окончания основной школы. А зачем? Не хочешь получить среднее образование, не исправляешь двойки, хамишь учителям — иди гуляй без аттестата, устраивайся на неквалифицированную работу, если куда-то возьмут. В таком случае мотивация у детей резко возрастет.

Считается, что современную нацию формируют три института: армия, школа и пресса. По моему твердому убеждению, школа должна немного напоминать казарму. Во всяком случае — не богадельню и не большой «игровой дом». Жизнь не игрушка, и к обязательности, к долгу, так же как и к наказаниям, надо привыкать с детства. Тогда мы перестанем, наконец, получать в вузах тысячи новых инфантилов с завышенными амбициями.

Могу предложить и другую инновацию: спецкурс по русской и зарубежной научной фантастике, изучению мировых утопий и антиутопий. Задача — привить подросткам вкус и способность к творческому взгляду в будущее, некий футурологический дискурс. Чтобы они когда-нибудь нашли выход из того социального тупика, в котором прозябает сегодня не только Россия, но и остальной мир.

Может ли школа сегодня, отчасти вопреки социуму, стать «точкой сборки» будущего? На мой взгляд — да, хоть это и очень сложно. В качестве дальнего аналога приведу средневековые монастыри, сохранившие и приумножившие классическую культуру античности, рухнувшую в Европе после падения Римской империи. Первая задача здесь — именно сохранить национальное и мировое культурное наследие. Вторая — прочертить пунктир в будущее, где люди могли бы жить как люди, а не роботы-потребители. Любые технические и педагогические инновации должны работать на эти задачи.

Сергей Черняховский

_____

Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры России