Обозначение словом
На модерации
Отложенный
Зачем Иисус интересуется, как называют Его люди, зачем просит учеников обозначить их отношение к Себе словами?
Речь может менять того, к кому обращена, может менять говорящего.
Когда совершается брак, кто-то внешний, третий говорит невесте и жениху, что объявляет их - называет открыто для всех - мужем и женой. Сами себя они так назвать не могут по определению - во всяком случае, по тому определению брака, в котором семья есть ячейка, обществом признанная, зарегистрированная. Речь оказывается регистрацией.
Ясно, что Иисусу это не нужно. В этом промах фанатизма: он полагает, что догматы нужны Богу, поэтому так держится за букву. Иисус же не требует от апостолов зачитывания Никео-Цареградского символа веры, не спрашивает, лояльны ли они Московской Патриархии или Папе. Он хвалит Петра, хотя "исповедание Петра" весьма и весьма туманно. Ну, Мессия. Маловато будет! Что обнаружится чуть позже, когда Пётр этого Мессию предаст.
Речь есть не только регистрация, но и реституция. Речь восстанавливает подлинное в человеке (или, увы, обнаруживает, что подлинного-то нет). Этим пользуется логотерапия - когда человека излечивают, побуждая говорить. Речь - меч обоюдоострый. Кто пользуется словом, чтобы заговорить, уболтать себя или другого, тот может добиться успеха, но заплатит за него дорого.
Речь не конструирует реальность, вопреки заявлениям всевозможных шарлатанов, она даже и человека не конструирует. Речь освобождает то, что есть до речи, речь не творит из ничего, а выводит человека из ничего к реальности. Поэтому сказать любимому, что он любим - нужно, а говорить ненавистному, что он любим - преступление. Не надо убеждать себя в том, во что не веришь.
В том и ценность исповедания Петра, в том и ценность всякого исповедания всякой веры, что оно - искренне. Не искренне, фальшиво - значит, фальшивка. Поэтому человек, который называет Иисуса Христом, потому что "так принято", потому что он хочет быть хорошим православным или католиком, - не заслужит одобрения Христа. А искренний свидетель Иеговы - заслужит.
Мало не лгать, мало говорить правду. "Мир во зле лежит", - исповедание не веры, а уныния, правда, но убивающая правда. Надо говорить всю правду, а вся правда открывается верой, открывается Духом, открывается в речи к Богу: "Ты - Бог!" "Ты - Свет во тьме!" Тогда мы спасены, пусть даже тьма остаётся преобладающей, тогда мы ожили для вечной жизни, тогда мы из заблуждающихся и блудящих становимся идущими к Воскресению.
Комментарии
О нём можно много и долго писать, но можно посмотреть его проповеди, послушать, просто поучаствовать в обсуждении тем в его блогах: http://yakov-krotov.livejournal.com
Его проповеди совпадают по духу, по миропониманию с моим ощущением реальности.
Особенно ярко можно это видеть в комментариях к темам по защите Григория Грабового.
Люди не показывают свою подлинность? Стесняются пойти против мнения, которое прочно внедрено в умы людей СМИ?
Вероятно, трудно признать так быстро свои заблуждения.
http://yakov-krotov.livejournal.com
И возвращаясь к слову Иисуса. Спрашивал ли он?
Евангелие от Матфея гл. 21, ст. 23-27
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
«…если мы рассмотрим такой уровень… следственная система - Слово, сказанное человеком - и рассмотрим, где Слово организовывает человека, то есть даёт возможность понять какие-то действия и реализовать, то мы видим, что это есть уровень, который, в том числе, создает человека через действия самого человека».
SILENTIUM
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910
Слов из песни не выкинешь.
Она и есть самый громкий звук, - но, это ещё не Слово.