Атрофия прокуратуры
На модерации
Отложенный
В норме у прокуратуры, по-видимому, должна быть только одна функция. Это надзор над исполнением федерального законодательства. Если же прокуратура начинает отстаивать интересы отдельного лица, будь то гражданин или организация, то она, возможно, совершает должностное преступление...
14 июля 2017 года, напомню, стартовал затяжной судебный марафон: жительница второго корпуса дома №15 по улице Можайского в Казани – Елена Каткова, действуя при поддержке правозащитной организации, возглавляемой автором этих строк, обратившись с иском в Кировский районный суд Казани, потребовала обязать ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод (КПЗ)» к исполнению Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27 декабря 1991 года.
Следуя этому постановлению, КПЗ должен был передать упомянутый корпус в собственность муниципального образования города Казани. Но он, игнорируя действующий нормативный акт РФ, отказывается это делать и тем самым препятствует реализации права Елены и ее соседей на приватизацию фактически занимаемого жилья.
Предыдущие два этапа судебного марафона прошли 2 и 24 августа. Очередной – назначен на 20 сентября 2017 года. Вот и посмотрим, как поступит районный суд. Решится ли отказать г-же Катковой в ее, совершенно законном требовании или же, затягивая рассмотрение дела, позволит КПЗ и далее выселять жителей проблемного корпуса.
По поводу беззакония, которое творит ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод (КПЗ)» автор этих строк – журналист, общественник и правозащитник обратился на Прямую линию главы российского государства. Ответа он пока не получил. Но это, конечно же, не означает, что Аппарат президента РФ (АП РФ) бездействует. Соответствующие поручения АП РФ регулярно дает Генеральной прокуратуре.
В очередном своем послании автору этих строк от 30 августа 2017 года за № А26-19-83275871 АП РФ дал понять, что тому не о чем беспокоиться: его обращение получено и зарегистрировано. В этом обращении, правда, отсутствуют сведения о рассмотрении вопроса, поставленного перед Генеральной прокуратурой, в компетенцию которой входит его решение. Поэтому очередное обращение АП РФ опять направил в Генеральную прокуратуру. В целях обеспечения получения ответа по существу.
Дополнительно АП РФ разъяснил мне «право обжаловать в суд или в административном порядке (в порядке подчиненности) принятое по обращению решение соответствующего органа при получении уведомления или ответа от него или действие (бездействие) данного органа при неполучении в установленные сроки уведомления или ответа». Несмотря на приличное образование, которое мне дала бескорыстная Советская власть, послание АП РФ оказалось слишком сложным для моего восприятия и, следовательно, малопонятным.
Тем не менее, я готов поставить Российской Федерации предварительный диагноз. На мой взгляд, у этого учреждения произошла атрофия государственного органа, учрежденного еще Петром Великим в качестве ока государева, то есть прокуратуры. В результате современная прокуратура перестала исполнять главное свое предназначение – обеспечивать контроль над исполнением федерального законодательства. Это происходит, как я думаю, в виду отсутствия общественного контроля над государством в целом, а также над отдельными его органами, что касается, в частности, прокуратуры.
Будучи государственным органом, прокуратура призвана служить государству как организму. Однако этим ее функции не ограничиваются. Прокуратура, кроме того, должна принимать участие в разрешении проблем, возникающих у российских граждан, что предусмотрено ст. 45 НПК РФ. Но она этого не делает. Лишнее тому свидетельство – проблемы жителей второго корпуса дома №15 по ул. Можайского в Казани.
Незаконно удерживая этот корпус и используя его в качестве своего общежития, КПЗ преподает НАГЛяднЫЙ урок пренебрежения федеральным законодательством и упомянутым Постановлением Верховного Совета РФ, в частности. Причину этого, на мой взгляд, преступного, пренебрежения в приватное беседе с автором этих строк пояснил один из судейских, имя которого я обещал не раскрывать.
Дело, видите ли, в том, - витийствует судейский, - что постановление ВС РФ, на которое опирается г-жа Каткова, вступило в противоречие с целесообразностью, в соответствии с которой, проблемный корпус суд должен сохранить за КПЗ. И тем самым, добавлю, доказать беспочвенность любимого судьями изречения «Fiat justitia et pereat mundus», в переводе на русский означающего «пусть рушится мир, но торжествует закон». Словно кому-то в разрушенном мире может потребоваться законность...
Еще лет пятнадцать тому назад Владимир Путин констатировал, что суд у нас и не скорый, и не всегда правый. Президент, по-видимому, хорошо знает как «решаются вопросы» в отечественных судах. Так, почему бы г-ну Путину не последовать примеру генерала де Голля, который в одну ночь уволил всех судей кряду? Страшно даже подумать: неужели его устраивает то, что творят судьи?
Я бы, например, предпочел доверить судейство неиспорченным выпускникам юридических вузов, отправив весь контингент судей на пенсию. И пусть они, если пожелают, идут в адвокаты, чтобы служить дьяволу на возмездной основе и пособничать беззаконию, например, должностных лиц КПЗ, рискующих нарваться на статью 330 УК РФ о самоуправстве.
Справка
Самоуправством признается самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.
А тем временем АП РФ продолжает уговаривать Генеральную прокуратуру. Последняя в очередной раз за подписью начальника отдела координации и методического обеспечения деятельности прокуратур ЗАТО и по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (почему на режимных, если речь идет об обычном многоквартирном доме!? - Е. А.) сообщила, что заявление автора этих строк по вопросу несоблюдения руководством КПЗ требований федерального законодательства Генеральной прокуратурой рассмотрено и направлено (в который уж раз. - Е. А.) прокуратуре Республики Татарстан (РТ).
Читатель, возможно, считает, что прокуратура РТ бездействует. Если это так, он ошибается: поручения Генпрокуратуры регулярно спускает казанской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (спецпрокуратура). Только в течение одного августа месяца 2017 года начальник отдела прокуратуры РТ по надзору за исполнением законодательства защите интересов государства № 5 управления по надзору за исполнением федерального законодательства старший советник юстиции Александр Микеркин спустил уже пять раз!
Обращение автора этих строк «по вопросу не соблюдения руководством КПЗ требований федерального законодательства и по иным вопросам», г-н Микеркин с маниакальным упорством направляет в спецпрокуратуру с просьбой «проверить все приведенные заявителем доводы и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования». Пересылку моих обращений в спецпрокуратуру г-н Микеркин продолжил и в сентябре.
На мой взгляд, это откровенное издевательство. Но не столько над автором этих обращений, сколько над Генеральной прокуратурой, да и над АП РФ тоже. Поэтому действия или, точнее, бездействие региональной прокуратуры следует квалифицировать как халатность.
Справка
В соответствии со ст. 293 УК РФ халатность есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
Не бездействует и спецпрокуратура. Да, привлеченная было судом по иску Елены, она отказалась участвовать в судебном разбирательстве, пояснив, что проблемный корпус к числу особо режимных объектов не относится. Однако, это не помешало ей сохранить за собой роль бесплатного (?!) адвоката КПЗ. 7 сентября письмом за №4 Ж - 2017 автору этих строк как председателю региональной общественной организации – правозащитный центр «Андурский и партнеры» руководитель спецпрокуратуры разъяснил правомерность действий администрации КПЗ в отношении общежития, находящегося на балансе этого предприятия.
Но какое, собственно, дело спецпрокуратуре до здания, в котором расположено общежитие КПЗ, если это здание к числу особо режимных объектов не относится?! Да, спецпрокурор установил основания, на которых был образован КПЗ. Однако мне, например, эти основания неинтересны. Да, я понимаю, согласно свидетельству (о государственной регистрации права) здание общежития числится таки в оперативном управлении КПЗ и входит в перечень закрепленного за ним имущества.
Прокурору, однако, а тем более суду, следует понимать, что одно дело – это правоустанавливающие документы и совсем другое – документы праворегистрирующие. И поскольку свидетельство о регистрации права КПЗ на здание общежития вошло в противоречие с федеральным нормативным актом, это свидетельство суд должен признать недействующим.
В конечном итоге, спецпрокурор пришел к заключению, что «КПЗ не вправе самостоятельно распоряжаться находящимся в оперативном управлении имуществом, в том числе и вышеуказанным зданием общежития, так как его собственником не является (что, заметим, отнюдь не мешает ему выселять граждан, проживающих в этом общежитии. - Е. А.). Таким образом, нарушений федерального законодательства в действиях администрации ФКП «КГКПЗ» не выявлено. Оснований для внесения актов прокурорского реагирования не имеется».
В свое время Ленин, критикуя чиновников, писал: «У нас дело всерьез не берут. А к суду за волокиту привлекали? Где у нас приговоры народных судов за то, что рабочий или крестьянин, вынужденный четыре или пять раз прийти в учреждение, наконец, получает нечто формально правильное, а по сути издевательство? Почему вы не организуете ловушки этим господам бюрократам и потом не потащите их в народный суд и в тюрьму за эту волокиту»?
Народные суды давно упразднены. Что же касается независимого (от общества, но не от государства) федерального суда, то он, похоже, никого осуждать не собирается. Удовлетворяя требования КПЗ, Кировский районный суд при попустительстве прокуратуры продолжает выселять жителей из незаконного общежития. А спецпрокуратура, несмотря на то, что здание общежития спецобъектом не является, приходит в суд, чтобы поддерживать требования своего подельника о выселении жителей незаконного общежития.
24 августа 2017 года телекомпания Эфир дала сюжет с участием автора этих строк, заявившего, что дело о беззаконии КПЗ находится на контроле у АП РФ. Боюсь, что я погорячился, потому что никто ничего в РФ не контролирует. За исключением главы этого учреждения, которому приходиться решать весьма широкий круг задач.
Тем временем у единственного источника государственной власти крепнет убеждение в том, что Российская Федерация правовым учреждением не является. Основной вклад в это укрепление вносит прокуратура, которая либо не способна, либо саботирует выполнение своей работы, направленной на контроль исполнения федерального законодательства. Она, в частности, не принимает никаких мер к руководству КПЗ, которого безнаказанно игнорирует законодательство.
Что же касается Генеральной прокуратуры, то она, как выясняется, не способна обеспечить даже соблюдение ст. 45 ГПК РФ. Потому что, если бы прокурор Кировского района Казани Равиль Вахитов придерживался этой нормы, он уже вступил бы в процесс по выселению Елены и десятков соседей. Но он этого не сделал. Более того, г-н Вахитов постоянно уклоняется от своей прямой обязанности – контролировать исполнение федерального законодательства на вверенной ему территории Кировского района.
И каждый раз ему это сходит с рук. Поэтому девиз г-на Вахитова «каждый гражданин должен чувствовать себя защищенным» мне не представляется искренним. Ну, не смогла же возглавляемая им прокуратура защитить граждан, пострадавших при пожаре в торговом центре «Адмирал» 11 марта 2015 года. В результате погибло 17 человек, а всего пострадавших насчитывается около 100 человек. И разве здесь нет вины прокуратуры, которая по мнению следствия, еще в 2013 году, проведя проверку пожарной безопасности торгового центра, выявила многочисленные нарушения?
Фигурантами дела о пожаре стали многие. В том числе собственник «Адмирала», миллиардер Алексей Семин, гендиректор компании «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин и другие. Не остался безучастным председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, выразивший соболезнование семьям погибших. И президент Татарстана Рустам Минниханов, который распорядился выплатить семьям погибших по 1 миллиону рублей.
Участие к пострадавшим проявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выразивший надежду в том, что государство использует все средства, необходимые для предотвращения подобных случаев в будущем. Патриарх, не уточнил, правда, какие средства он имел в виду. А как я думаю, таким средством должен стать тотальный общественный контроль...
Казалось бы, ничего общего нет между самоуправством КПЗ и пожаром в Адмиралтейской слободе. Но лишь на первый взгляд. На самом деле общее, конечно же, есть. Оно заключается в том, что прокуратура выходит сухой из воды даже если, как в случае с Булгарией, тонет множество народу. Дело КПЗ человеческих жертв пока не обусловило. Однако, важна тенденция. А она заключается в том, что без прямого вмешательства Владимира Путина возникающие у нас проблемы устранить практически невозможно.
Но не исключено, что АП РФ все же перестанет ограничиваться пустой перепиской и поручит-таки Генеральной прокуратуре выяснить причины самоуправства должностных лиц КПЗ, не перепоручая это региональной прокуратуре. С этой целью Генеральная прокуратура могла бы создать выездную бригаду. И если члены этой бригады поспрашивают жителей незаконного общежития, они, возможно, узнают много нового и о беззаконии КПЗ, и о тех, кто этому беззаконию попустительствует.
Комментарии