Зловонная Поцелуйка. Кожевенный завод под Курганом уже 7 лет отравляет местным жизнь
На модерации
Отложенный
Жители поселка Каргаполье Курганской области на протяжении семи лет жалуются на местный кожевенный завод, который регулярно выбрасывает вредные отходы от производства в реку. Многочисленные жалобы и обращения, которые пишут жители во все возможные инстанции, ни к чему не приводят — надзорные органы, за исключением нескольких проверок, не находят нарушений природоохранных норм. Тем временем местное население всерьез опасается за свое здоровье: в поселке участились случаи смерти от онкологических заболеваний.
Боль, тошнота и сыпь
Кожевенный завод «Алекс&Ир» открылся в Каргаполье в 2010 году. Предприятие было создано на базе бывшего завода ЖБИ. На заводе перерабатываются шкуры крупного рогатого скота и свиней, из них делается дубленый полуфабрикат вет-блю, который завод экспортирует в страны Европы. Новость о появлении такого крупного предприятия каргапольцы тогда восприняли с радостью — значит, в поселке появится много рабочих мест.
Вскоре после открытия завода радость прошла — местные жители начали жаловаться на зловоние, которое распространяет завод, а вместе с этим — на постоянные головные боли, тошноту и сыпь. Причиной «зловонного могильного запаха, насыщенного сероводородом», была неготовность предприятия к открытию — на заводе не был закончен монтаж очистной системы. Перед открытием директор завода уверял губернатора Курганской области Олега Богомолова, что недостаток будет устранен в ближайшие месяцы после запуска, однако, судя по всему, этого до сих пор не произошло.
Сточные воды, по словам местных жителей, сбрасываются в реку Поцелуйку, разделяющую поселок. Она в свою очередь впадает в реку Миасс, которая еще в 2007 году была названа одной из самых загрязненных рек России.
Первая проверка Курганской природоохранной прокуратуры прошла в марте 2010 года и выявила экстремально высокий уровень загрязнения сточных вод фенолом — ядовитым веществом, в больших дозах вызывающим паралич дыхательных путей и химические ожоги. За эти нарушения владельцы завода Александр и Ирина Ионина были оштрафованы на 5 тысяч рублей.
За эти годы деятельность завода по требованию надзорных органов несколько раз приостанавливалась, но всегда возобновлялась. В 2014 году в отношении владельцев завода было возбуждено уголовное дело о нарушении правил охраны окружающей среды, однако предприниматели были оправданы.
В 2013 году судом также было вынесено предписание ликвидировать силосные ямы, в которые завод сливал опасные отходы, однако не установил сроки, в которые нужно было это сделать. Указание суда несколько лет игнорировалось предпринимателями, за что они дважды были оштрафованы на 1000 рублей. Бетонные резервуары находятся рядом с водозабором поселка — у местных жителей есть предположения, что опасные жидкости из них выливались напрямую в реку.
Фото: Екатерина Лазарева / URA.Ru
В марте 2017 года в Кургане был распущен общественный совет при департаменте природных ресурсов Курганской области, просуществовавший всего четыре месяца.
Совет пытался привлечь внимание власти к экологическим проблемам региона и в том числе — к критической ситуации с кожевенным заводом в Каргаполье
За несколько дней до роспуска совета региональная прокуратура отчиталась, что опасные отходы были вывезены из резервуаров при предприятии. Однако члены совета решили убедиться в этом лично и отправились с инспекцией к бетонным прудам, где обнаружили жидкость розового цвета и устройство, выкачивающее ее из бассейнов. Судя по тому, что увидели общественники, сброс опасной воды осуществлялся в реку Поцелуйка.
«Успокойтесь уже. Все это уже высрано давным-давно»
В конце апреля в Каргаполье прошел митинг — уже четвертый по счету — на котором жители снова попытались привлечь внимание властей к незаконной деятельности завода. Собравшиеся пришли к мысли о необходимости проведения референдума о закрытии кожевенного завода в Каргаполье.
Курганский штаб Общероссийского народного фронта на своем заседании поднял вопрос о том, как власти реагируют на работу опасного предприятия. По словам сопредседателя регионального штаба ОНФ Евгения Симонова, надзорные органы просто пытаются «спихнуть проблему друг на друга». ОНФ собирается пригласить федеральных инспекторов для проверки ситуации в Каргаполье.
Обстановка в поселке за эти семь лет действительно ухудшилась: если раньше люди жаловались в основном на плохой запах, то сейчас главный повод для беспокойства — здоровье и жизнь каргапольцев. «В Каргаполье такая социальная напряженность, хотят перегородить дорогу, поджечь завод. От рака умирают молодые люди, не 80-летние старики, а 40-50-летние люди, прожившие в поселке десять лет», — рассказала эксперт ОНФ Мария Колчеданцева.
Предприниматели Александр и Ирина Ионины в апреле говорили изданию Znak.com, что не отказываются от своих обязательств по очистке прудов-накопителей: завершить вывоз воды из резервуаров им помешала весенняя грязь на дорогах — машины не могли подъехать к бетонным бассейнам.
Владельцы заводы также рассказали, что привыкли к противостоянию с местными жителями: наиболее активные борцы с деятельностью завода, по их словам, подбрасывают острые металлические штыри под машины, приезжающие к предприятию.
В социальных сетях местные жители часто высказываются о наболевшей проблеме. Жить в поселке с отравленным воздухом и водой никто не хочет, но многие признают, что, если завод закроют, многие каргапольцы потеряют работу. «Запах, конечно, ужасный, с этим я согласен. Но...., есть одно „НО“...! Если закроют завод — рабочие места люди потеряют. Многим свои семьи нечем кормить будет. А это немаловажно», — написал пользователь Никита Косачев.
При этом многие местные жители уверены, что закрытия завода добиться не удастся, несмотря на многочисленные жалобы: «Никто этот завод не закроет!!! его уже тысячу раз проверяла прокуратура. хоть запишитесь тут... Успокойтесь уже. Извините за выражение, „все это уже высрано давным-давно“».
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором