Второй Брестский мир

На модерации Отложенный

Советско-польская кампания 1920 года, неудачно начавшаяся для Красной Армии, так же неудачно и заканчивалась. Было понятно, что после поражения под Варшавой быстро восстановить поредевшие полки не удастся. Кроме того, войска были нужны против Врангеля. Следовало только договориться о линии будущей границы, которая зависела прежде всего от текущей линии фронта. Советско-польские переговоры начались 17 августа в Минске, когда части РККА стояли под Варшавой. Исходя из обстановки, представители РСФСР могли настаивать на проведении границы по "линии Керзона" с отклонениями в пользу Польши под Белостоком и Холмом.

( Collapse )


карта-линия-керзона
Однако пока в Варшаве рассматривали эти предложения, войска Западного фронта начали отступать. 23 августа польская делегация отвергла предложения РСФСР и заявила, что "польский элемент простирается далеко за линию, предложенную советской делегацией". Чтобы увеличить распространение "польского элемента", в Варшаве стали затягивать переговоры. На этот раз любые задержки облегчали действия польской армии. Глава советской делегации на переговорах в Минске К.Данишевский обратился к НКИД с просьбой пойти на уступки с учетом "чрезвычайно тяжелого положения на фронте". Однако Г.В.Чичерин выступил против смягчения советской позиции.

25 августа глава польской делегации Я.Домбский покинул Минск, ссылаясь на несговорчивость противоположной стороны. 27 августа Совет обороны государства в Варшаве принял решение перенести боевые действия за пределы "линии Керзона". 1 сентября главой советской делегации на переговорах с Польшей был назначен А.А.Иоффе, которому предстояло использовать свой печальный опыт переговоров в Брест-Литовске.

11 сентября польское руководство после безуспешных консультаций с представителями П.Н.Врангеля приняло решение заключить мир с РСФСР на условиях признания границей "линии немецких окопов" 1915 года, т.е. линию Двинск - Вильно - Барановичи - Пинск - Луцк - Горынь — Збруч. Однако в Ригу, где должны были возобновиться мирные переговоры, поляки не спешили. Если советские представители прибыли в столицу Латвии 12 сентября, то их польские коллеги добрались туда только 19 сентября. Переговоры возобновились 21 сентября. Вопрос о целесообразности мирного договора на польских условиях рассматривался в ходе IX конференции РКП(б), проходившей с 22 по 25 сентября.

В.И.Ленин выступивший с политическим докладом ЦК, заявил: "Теперь перед нами стоит вопрос о войне и мире с Польшей. Мы хотим избежать тяжелой для нас зимней кампании и снова предлагаем Польше выгодный для нее, невыгодный для нас мир." Далее докладчик говорил о возможном продолжении войны: "Если нам суждена зимняя кампания, мы победим, в этом нет сомнения, несмотря на истощение и усталость." Но продолжать войну Ленин не хотел.

Не стремился к продолжению войны и Л.Д.Троцкий, заявивший 26 сентября: "Если белая Польша откажется от мира и сейчас, то Красная Армия в осознании высокой правоты своего дела не остановится перед новыми тяжелейшими жертвами, чтобы обеспечить рабоче-крестьянской России победу, а вместе с этой победой прочный и справедливый мир. Поэтому лозунг должен быть один: дипломатия - в Ригу, красные войска - в Варшаву." 1 октября польские представители попробовали шантажировать советскую делегацию угрозой создания буферных государств (Литовско-Белорусского и Украинского). Однако повторение брестского приема германской дипломатии не работало в 1920 году. Воевать в Варшаве не собирались.

Чтобы убедиться в намерениях польских дипломатов, 2 октября В.И.Ленин послал членам Политбюро ЦК РКП(б) набросок директивы, которую собирался отправить руководителю советской делегации в Риге А.А.Иоффе: "а) согласиться на линию, отдающую Польше желдорогу Лида - Барановичи, при условии, что мир (и перемирие) будет подписан в самый короткий срок (3 дня примерно) наверняка (т[о] е[сть] с точным условием: беру назад, если не подпишете в этот краткий срок). Все искусство и вся задача - вызнать, согласятся ли они на деле или только надувают. Не вызнав, не давать своего согласия. б) После 5-го X. либо уехать в Москву (если вполне безнадежно подписание мира), но не рвать, а уехать на 2-3 дня для демонстрации. Либо (если есть хоть тень надежды на подписание мира) не уезжать, но заявить торжественно: 5.X прошло, Польша отвечает за зимн[юю] камп[ан]ию, и огласить...

Позволять играть с собою нельзя. Тогда лучше пойти на разрыв."

4 октября на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято решение принять польские условия мира. Вслед за этим Г.В.Чичерин поручил А.А.Иоффе подписать прелиминарный мирный договор с Польшей в течение 3—4 дней, угрожая в случае промедления покинуть Ригу. На следующий день польские представители согласились подписать договор о перемирии 8 октября. Но в последний момент польская делегация (по-видимому, по настоянию генштаба) постаралась перенести церемонию подписания еще на 4 дня. Но это была последняя задержка.

12 октября 1920 г. в 19.30 по местному времени во дворце Шварцкопф в Риге представители Польши, РСФСР и Украинской ССР подписали договор о перемирии и прелиминарных условиях мира. Советское правительство в очередной подтвердило свое признание независимости Польши, а Варшава обязалась уважать государственный суверенитет Белоруссии и Украины. Согласно первой статье советско-польская граница проводилась вдоль линии "немецких окопов", проходя через Дисну, Докшицы, Случь, Корец, Острог, Збруч. Согласно третьей статье признавалось право на свободный выбор между российским, украинским и польским гражданством.

Гарантировались права, "обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и исполнение религиозных обрядов, которыми будут пользоваться лица русской и украинской национальности в Польше, а с другой стороны, лицам русской и украинской национальности в Польше". Обе стороны отказывались от возмещения военного ущерба. Как и положено, была достигнута договоренность об обмене пленными, заложниками и интернированными. Принималось обязательство об амнистии для осужденных граждан другой стороны. Самое главное решение было записано в приложении: "По истечении 144 часов с момента подписания договора о прелиминарных условиях мира, т.е. в 24 часа по средне-европейскому времени восемнадцатого октября тысяча девятьсот двадцатого года обе договаривающиеся стороны обязаны прекратить всякие военные действия на суше, воде и в воздухе."

Л.Д.Троцкий 13 октября кратко подвел итоги советско-польской войны: "Польскому командованию удалось отбросить наши войска на восток, на территорию Белоруссии и Украины, но и после этого у польского правительства не оказалось другого выхода, как заключить с нами мир. Таким образом, после всех кровопролитных боев, ужасающих разрушений, неисчислимых жертв мир был заключен на основах менее выгодных для Польши, чем те, какие мы предлагали накануне войны. Мы не сомневаемся, что польский трудовой народ сам подведет итоги войне и оценит политику своих правящих классов. Миллионы рабочих и крестьян России и Украины признают, что Советское правительство поступило вполне правильно, купив мир хотя бы ценой больших уступок. Наша Советская Республика больше всего нуждается в мире для возрождения хозяйства, для достижения благополучия трудящихся масс. Заключенный мир тяжел, но это - мир, и мы приветствуем его."

15 октября В.И.Ленин, выступая на совещании представителей исполкомов Московской губернии, сказал: "Нас заставило торопиться с миром желание избежать зимней кампании, сознание того, что лучше иметь худшую границу, т.е. получить меньшую территорию Белоруссии и иметь возможность меньшее количество белорусских крестьян вырвать из-под гнета буржуазии, чем подвергнуть новым тяжестям, новой зимней кампании крестьян России". Однако польское командование успело напоследок совершить набег на Минск, который вынуждено было оставить до начала перемирия. На этом боевые действия, продолжавшиеся 21 месяц, были закончены.

Взято у vlad17_gradov в Рижское перемирие с Польшей

Карта моя. Я на ней показал кроме границы с Польшей 1921 года, линию Керзона, по которой предполагалась пройти граница между Польшей и СССР, согласно этническому составу населения, т.е польскому и непольскому. Там же я показала советскую границу 1939 года после того, как польское государство перестало существовать. Она несильно отличалась от линии Керзона. СССР исходя из стратегических соображений включил в состав СССР крепости Перемышль и Белосток. После 1945 года они вернулись к Польше.