Борьба

3. Изменилось ли что-нибудь при Сталине?

Да, изменилось, хотя власть в стране принадлежала по-прежнему людям все той же национальности - еврейской.

Евреями были: 17 из 20 членов Президиума Верховного Совета СССР, 17 из 22 наркомов, 113 из 133 членов коллегии Совнаркома, 106 из 123 членов коллегии Наркомфиндела, 53 из 59 руководителей ОГПУ, в том числе все руководство ГУЛАГА и отдельных лагерей, 50 из 51 работника Политуправления РККА, 40 из 40 членов Управления культпросветов.

В 1937-1938 годах Сталин сделал первую попытку изменить национальную диспропорцию в сферах государственной власти. Тогда в тюремных камерах оказались многие из тех, кто сам сажал людей в эти самые камеры.

Об изменении отношения Сталина к лицам еврейской национальности свидетельствует и пример с польскими евреями.

В 1939 году Сталин отклонил предложение Риббентропа принять в СССР три миллиона польских евреев после установления новой советско-германской границы. "Предложение Риббентропа, - сказал Сталин, - не подходит... Нет расчета".

Война помешала Сталину продолжить борьбу с еврейским засильем. Однако в 1948 году Сталин вернулся к решению еврейского вопроса в нашей стране. Тогда оно проходило под флагом борьбы с космополитизмом.

В те же годы все желающие выехать в Израиль выехали... в Сибирь. Была закрыта еврейская газета "Дер Элис", закрыты еврейские театры, запрещено преподавание на идиш, были приняты и некоторые другие меры.

Послевоенные шаги Сталина не были случайными. Дело в том, что в годы войны еврейский вопрос вновь обострился: слишком много людей именно этой национальности скопилось в тыловых и медицинских службах, в учреждениях культуры, в различных комитетах.

В августе 1942 года в Секретариат ЦК поступила записка, информирующая о том, например, что из 12 руководителей Большого театра (директор, дирижеры, режиссеры и т.п.) 10 человек - евреи, среди руководителей только один человек русский.

В 1943 году секретарь парткома МГУ В.Ф.Ноздрев направил в ЦК письмо, в котором сообщил, что в предшествующем 1942-м "пропорция окончивших физический факультет Университета евреев и русских составила 98% и 2%".

Еврейский антифашистский комитет, возглавляемый актером Михоэлсом, почти в открытую поддерживал тесные отношения с международными еврейскими организациями.
Именно это занимало главное место в работе "антифашистского" комитета.

В недрах подобного рода комитетов и родилась идея об особой роли евреев во второй мировой войне.

На встрече с американской делегацией, состоявшей из одних евреев, Михаил Шолохов гневно и резко отверг эту идею. В минувшей войне, сказал писатель, погибали в основном русские, а не евреи. Сталин, узнав об отповеди Шолохова, сказал: "Правильно сделал".

В другой раз, рассказывал Шолохов:

"Прихожу и вижу во главе стола Эренбурга, а вокруг него пятнадцать евреев. А я в военной, не очень свежей, форме, с пистолетом, в сапогах. Я вижу сидит ближе всех ко мне, качается в качалке американский еврей Леонид Первомайский, протягивает мне качающуюся руку и говорит: "Здравствуйте, Михаил Александрович!". Я как заору на него: "Встань, сволочь!".

Эренбург начал увещевать Шолохова, а писатель, не снижая тона:

"А идите вы все... Борцы за мир! Я же один среди вас русский".

И опять Сталин одобрил поведение Шолохова.

Вышесказанное не означает вовсе, что все без исключения евреи в годы войны отсиживались в тылу. Народ знает и глубоко чтит память героев еврейской национальности - генералов Драгунского, Доватора, майора Куникова и др.

Осенью 1944 года Сталин созвал в Кремле расширенное совещание, на которое были приглашены члены Политбюро и Секретариата ЦК, первые секретари республиканских и областных комитетов партии, руководители оборонной промышленности, армии и государственной безопасности. Речь на совещании шла о "еврейской проблеме".

Сталин, выступивший на совещании, высказался за "более осторожное" назначение евреев на должности в государственных и партийных органах. Вскоре после этого совещания на места были направлено директивное письмо (его подписал Маленков), в котором перечислялись должности, на которые не следовало назначить евреев.

Тогда же было произведено "очищение" от евреев аппаратов ЦК, МК, МГК, райкомов партии, газеты "Правда", органов МВД, военных организаций, Министерства внешней торговли и других учреждений.