Семь сестер Сталина
На модерации
Отложенный
70 лет назад были заложены знаменитые сталинские высотки, из которых не была построена лишь одна. В зарубежных путеводителях высотки получили название «семь сестер».
В 1947 году Москве исполнялось 800 лет. По такому случаю советское правительство решило воздвигнуть восемь высотных зданий — по одному за каждое столетие. Они должны были олицетворять мощь СССР и советского народа.
Все началось еще в январе 1947 года. Тогда по предложению Иосифа Сталина Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». Все восемь высоток были заложены в один день, день восьмисотлетия столицы, 7 сентября 1947 года.
Строительство началось только в 1949 году. Все это время проекты домов корректировались и утверждались.
Предполагалось, что высотки будут окружать пока что недостроенный Дворец Советов — самое высокое здание в мире.
Первым было воздвигнуто здание МИД на Смоленской площади. 27-этажное здание высотой 172 м было построено уже к 1953 году. Фасад был украшен железобетонным гербом СССР площадью в 144 м². Пол и стены были облицованы мрамором и гранитом, окна украшены витражами, кресла в зале собраний обиты красным бархатом. Высотка была оборудована 28 лифтами.
В отличие от других высоток, на здании МИД не предполагалась установка шпиля, но по настоянию правительства его все же пришлось спроектировать и возвести.
В 2016 году шпиль был снят для реставрации, а затем распилен на сувениры.
Второй, в 1954 году, выросла гостиница «Ленинградская», самая маленькая из высоток — 136 м в высоту. Ее внутреннее убранство было выдержано в стиле московского барокко, проникнуто духом древнерусской архитектуры. Вестибюль украшали барельефы с изображениями Александра Невского и Дмитрия Донского.
Расположение гостиницы было рассчитано так, чтобы она в будущем образовала единую пространственную композицию с тремя вокзалами, тем самым завершив перспективу Комсомольской площади с юго-запада.
В 2008 году гостиница была реконструирована. Сейчас она работает под брендом Hilton Hotels & Resorts и называется Hilton Moscow Leningradskaya.
Третьей стала высотка на Котельнической набережной, для строительства которой пришлось снести четыре переулка - Большой и Малый Подгорные, Курносов и Свешников.
В ней расположены 540 квартир. К высотке примыкает девятиэтажный корпус, построенный еще в 1940 году, увеличивая общее количество квартир до 700. Центральный корпус дома украшен обелисками, фигурными парапетами. Внутри кроме квартир разместились магазины и кафе, салоны красоты, почтовое отделение и кинотеатр.
Постройкой занимались немецкие военнопленные и советские заключенные.
Очевидцы не раз сообщали, что в самых разных местах здания можно обнаружить надписи вроде «строили ЗЭКи», оставленные заключенными.
После постройки дом заселили знаменитости тех лет — актриса Фаина Раневская и Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова и другие. Впоследствии здание стало местом съемок многих советских и российских фильмов, от «Москва слезам не верит» до сериалов «Бригада» и «Следствие вели».
24-этажный дом на Кудринской площади, в народе прозванный «Домом авиаторов», был построен к 1954 году.
Квартиры в нем получили руководящие работники авиационной промышленности, летчики-испытатели, командный состав ВВС.
В декоре здания множество скульптурных композиций и барельефов. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.
Следом поднялась высотка на Садово-Спасской улице. В советское время 24-этажный центральный корпус занимало министерство транспортного строительства. Увенчанная шпилем центральная часть разделена массивными пилястрами. Строгую композицию высотки оживил наружный декор, в котором переплелись классические элементы и древнерусские мотивы.
Дом строился одновременно с северным вестибюлем метро «Красные ворота», какое-то время находясь на краю котлована.
Предполагалось, что из-за неравномерного проседания грунта высотка может накрениться, поэтому она сразу была построена под наклоном. В итоге, когда грунт просел, она заняла строго вертикальное положение.
Такой способ применялся в первый и последний раз — слишком сложны были расчет и велик риск в них ошибиться.
Самой скромной в плане художественного оформления стала гостиница «Украина». Ее наружный декор был богат советской символикой — звездами, серпами и молотами в обрамлении венков. Свое название гостиница получила уже при правлении Хрущева, при Сталине же ее проект назывался «Гостиничное здание в Дорогомилове».
Московский государственный университет
Чемпионом по высоте стало главное здание МГУ — 240 м, 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Звезда, венчающая шпиль, весит около 12 тонн. Силуэт здания виден на большом расстоянии с различных точек города.
Постройкой также занимались заключенные. Для них рядом со стройкой было организованно временное поселение, по окончании строительства они были освобождены.
Поселение было названо «Солнцево» и позже стало одним из районов Москвы.
Первоначально предполагалось, что вместо шпиля на крыше будет установлен памятник Ломоносову. Архитекторы даже намекали Сталину на возможное портретное сходство скульптуры с вождем. Но тот все же решил, что здание МГУ не должно стилистически отличаться от остальных высоток и настоял на шпиле.
Восьмой высоткой должно было стать административное здание в Зарядье, но построено оно не было — помешала смерть Сталина. В 1960-е годы на уже заложенном фундаменте была построена гостиница «Россия».
Комментарии
Комментарий удален модератором
12.12.1956
С каждым днем значительно увеличивается поступление в ЦК КПСС писем от руководителей местных партийных, профсоюзных, хозяйственных и других организаций, а также от рабочих, специалистов, пенсионеров, инвалидов Отечественной войны, бывших офицеров, уволенных в запас из Советской Армии, вдов, мужья которых погибли на фронте, и других о тяжелых жилищных условиях.
Так, за десять месяцев текущего года поступило свыше 128 тысяч заявлений, или более 500 писем в день (за весь прошлый год было около 90 тыс.). Кроме того, в ЦК КПСС ежедневно лично обращается по жилищным вопросам много граждан, прибывших в Москву из отдаленных мест. Из писем и заявлений трудящихся видно, что жилищный вопрос в ряде промышленных городов и рабочих поселков продолжает оставаться острым. Многие кадровые рабочие и специалисты проживают в крайне неблагоустроенных для жилья квартирах, ютятся в подвалах и даже в землянках, многие живут на частных квартирах, платят за использование жилой площади по 200–300 рублей в месяц при заработке в 400–700 рублей.
Для примера сообщаем несколько выдержек из многочисленных писем трудящихся.
Тов. Астахов В.М. (Москва) пишет: «Я с семьей в 5 чел. живу в 7-метровой комнате, которая сырая, зимой промерзает, никаких коммунальных услуг нет, дом находится в разрушенном состоянии. Неужели за 24 года работы на авиационном заводе я не заработал для семьи жилья, где бы мог по-человечески жить. Обращался в министерство, к директору завода, в Моссовет, все ссылаются друг на друга, накладывают бюрократические резолюции, что не располагают жилплощадью.
Электромонтер т. Стрельников Н.М. из г. Мичуринска Тамбовской области пишет: «Семья моя из 4-х человек проживает у родителей жены, у которых кроме нас имеется 6 человек. На этой почве постоянно бывают скандалы. Сам я болею язвой желудка, жена болеет базедовой болезнью, детям негде готовить уроки. Сам зарабатываю 535 руб. в месяц. Что я могу сделать на эти средства, снять частную квартиру не могу. Несколько раз писал в горисполком, облисполком, трижды писал к т. Ворошилову, все сочувствуют, обещают, но квартиры получить не могу. Жить так дальше нельзя».
Учительница школы № 695 г. Москвы т. Калачева Е.Я. пишет: «Я 35-й год работаю в школе. За хорошую работу награждена орденами и медалями. Муж старый коммунист, тоже долгое время учительствовал, умер. Сын сгорел в танке. Второй сын вернулся с фронта инвалидом. Более 12 лет я жила в раздевалке школы, а затем перевели меня в учительское общежитие, которое состояло из комнаток, перегороженных фанерой.
Работница из г. Иванова т. Елагина пишет, что семья ее в 9 чел. ютится в 13-метровой комнате, взрослые вынуждены спать сидя. Тов. Куликова из Ленинграда пишет, что жилищные условия настолько плохи, что она не знает, как ей дальше жить; семья из 3-х чел. проживает в комнате в 4,8 кв. метра. Тов. Козлов из г. Воронежа выражает недовольство в отношении жилищных условий; семья в 5 чел. живет в 6-метровой комнате, сделанной из свинарника, зимой в ней холодно, промерзает. Гражданка Асташова из г. Львова пишет, что она с больным сыном живет в холодной комнате без печи и окон. Электросварщик «Уралэлектромонтажа» г. Челябинска т. Деген пишет, что он с семьей проживает в землянке, сам болеет туберкулезом. Семья т. Норина из г. Тамбова в количестве 6 чел. проживает в подвальной сырой 10-метровой комнате.
Секретарь парткома комбината «Южуралникель» т. Соловьев пишет, что на комбинате создалось крайне тяжелое положение с жильем. Более одной трети жилого фонда составляют бараки временного типа, построенные в 1932–1938 г.г., где жильцы не имеют ни кухонь, ни канализации, ни водопровода. Около 20 бараков требуют немедленного сноса из-за ветхого состояния.
Начальник Шахтинской ремонтно-строительной конторы сообщает, что на шахтах города около 30 % всего жилого фонда находится в аварийном состоянии, а половина нуждается в капитальном и текущем ремонте. Несмотря на это, стройматериал на эти цели поступает с перебоями, а с августа месяца вообще прекращено поступление леса.
Коммунисты Чебоксарского хлопчатобумажного комбината на отчетно-выборном партийном собрании поручили партийному бюро от имени всего коллектива комбината довести до сведения ЦК КПСС о том, что рабочие и работницы комбината находятся в исключительно тяжелых жилищно-бытовых условиях. Секретарь партбюро хлопчатобумажного комбината т. Бронникова в письме указывает, что более 4500 человек, или 85 % рабочих и служащих комбината, живут на частных квартирах, в землянках, в сараях. В связи с этим среди рабочих фабрики создалось недовольство и вызвало большую текучесть рабочих.
Среди многочисленных писем, поступивших в ЦК КПСС по вопросу о тяжелых жилищных условиях, имеются письма, в которых рабочие выражают недовольство по поводу распределения квартир.
Тов. Шломин В.С. — член КПСС из г. Ленинграда по этому вопросу пишет: «В распределении квартир допускается много злоупотреблений, выделяются по знакомству, за взятки; в первую очередь получают чиновники, руководящие работники»
Вы уверены? Например, Эмпайр-стейт-билдинг, Нью Йорк, 1931 год. Здание имеет высоту 443,2 м до верхушки шпиля и 381 м до крыши, 103 этажа.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором