Как победить коррупцию

На модерации Отложенный «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, Втор.16:19);

Главная беда России вовсе не «дураки на дорогах», а - к о р р у п ц и я (в переводе с латинского - «РАСТЛЕНИЕ»), термин означает использование чиновником своего служебного положения в корыстных целях.

Коррупция в России сегодня, является привычной составляющей для всех социальных слоёв. Ей поражены абсолютно все области государственного аппарата: от дачи взяток за принятие ребёнка в детский сад, откупа от службы в армии (дедовщина позиционируется как повышающий размер взятки критерий), до уровня высших государственных чиновников. Поражения в Крымской, Русско-Японской, Финской, Афганской войнах, обусловлены российским казнокрадством.

Коррупция в России усугублена тем, что давать взятки дешевле и выгодней (дополнительно устанавливаются дружественные контакты с «решающим вопросы» чиновником), чем действовать по закону. Поэтому, взяткодатели находятся в лучшей позиции на рынке, чем их законопослушные конкуренты. Чиновники не страшатся запятнать свою репутацию («не украдешь – не проживешь»).

Согласно законам психологии, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Если по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия», новички примут такое поведение как «нормальное», и будут следовать ему в дальнейшем.

Известна и т.н. «дилемма заключённого»: с одной стороны, если вдруг все перестанут давать взятки, то общество от этого выиграет. Однако, если только одно частное лицо откажется от взяток, то оно, став «белой вороной», поставит себя в крайне невыгодные условия (с волками жить - по-волчьи выть).

Наше законодательство строится на «уполномочивании» чиновника, монопольно накладывать запреты и давать разрешения, делая его полубогом в контролируемой им сфере, что рано или поздно сделает даже порядочного человека коррупционером. Главные источники коррупционного обогащения для правящей бюрократии.

1. Государственные заказы. Чиновник обеспечивает победу продавцу, пообещавшему наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п.

2. Внебюджетные счета. Часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у чиновников присвоить «излишки».

3. «Вилки» в законодательстве. Санкции в отношении граждан и фирм, дают право контролирующим органам выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания; законодатель, исходил из благого намерения «объективно учесть степень вины и тяжесть правонарушения». Но, вместо этого, у чиновника появляется удобный рычаг воздействия на совершившего правонарушение лица. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку возможно вымогать.

4. возможность переквалифицировать составы правонарушений благодаря их дублированию в различных кодексах в более мягкую категорию и наоборот, благодаря размытости формулировок (из уголовного в гражданское).

С конца 18 века, в Европе преобразования проходят под лозунгом: «государственная власть создана для помощи обществу, и поэтому подданные содержат чиновников в обмен на неукоснительное соблюдение ими законов».

Ниже, я постараюсь как можно лаконичней привести примеры исторических приемов, применяемых для снижения коррупции, которые приводили к значительным успехам (Сингапур, Португалия, Швеция).

1. Необходимо повысить зарплаты чиновникам (как бы мы их ни презирали).
В странах с наиболее низким уровнем коррупции, зарплата госслужащих в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе, что привлекательно для трудолюбивых добропорядочных граждан. Имея строгую мораль, желание помогать людям, устроившись на службу, они активно подключатся к изобличению «коллег»-лихоимцев.

2. должен быть постоянный доступ общественных организаций к внутренним государственным документам (внутриведомственные инструкции, сведения из ЕГР, решения судов) и их публикация в СМИ. Журналистские расследования и разоблачения, заметки читателей в интернет-форумах - один из самых эффективных инструментов борьбы с коррупцией (видео писающего в зале ресторана начальника Приморского РУВД, освещение расследования дела Евсюкова и пр.).

3. Выработка высоких этических стандартов чиновников. Непрекращающаяся PR-компания «взяточничество – это мерзость!», честность, спустя некоторое время, становится социальной нормой бюрократии развитых стран. 4. Ужесточение законодательства: санкции за отказ граждан от участия в антикоррупционных расследованиях. Любой, даже мелкий, подарок должностному лицу квалифицируется как взятка, что исключит выборочное применение законодательства.

5. Пошаговая регламентация действий чиновников, ясные, опубликованные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей. Зная свои права и обязанности, граждане увереннее ведут себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником.

6. Государственный контроль экономики должен быть основан больше на стимулах (налоги, льготы и субсидии), нежели на лицензиях-запретах-разрешениях-согласованиях. Уменьшение вмешательства государства в частный сектор, способствует росту конкуренции в нем и повышает качество товаров и услуг. Одновременно снижаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством «чиновничьего покровительства». (Самый лучший контролер необходимости и качества товаров –их потребитель).

7. Упрощение бюрократических процедур (носить справки чиновникам из одного государственного ведомства в другое - верный признак коррупции. В Госорганах должен соблюдаться принцип одного окна).

8. Центральным звеном борьбы с коррупцией является создание НЕЗАВИСИМОГО АВТОНОМНОГО Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. В России аналог данной структуры - это бесхребетная (по отношению к чиновникам) Прокуратура. Согласно нашему законодательству (читай: воле коррумпированных депутатов), Прокуратура неслучайно запряжена в одну упряжку с МВД, ФСБ: вместо пресечения беззакония во властных структурах, обязана дублировать их работу (поддерживать гос. обвинение, например). При таком правовом блуде, частным лицам некуда жаловаться на преступников в погонах, что провоцирует рост недоверия к власти в целом. Т.н. «телефоны доверия» в МВД – от лукавого. Разве станет коллега-УСБшник объективно и беспристрастно разбираться в поступившей жалобе на своего «товарища», с которым у него Единоро..ное начальство? Его «главная» задача «замять дело», «не дать вынести сор из избы». «Рука руку моет», «ворон ворону глаз не клюет». Чем не коррупция-растление? Очень важно! У антикоррупционного ведомства д/б исключено право вмешиваться в дела частных лиц, Во избежание узурпации власти, оставлены функции надзора только за деятельностью госорганов. Лишенные возможности мздоимства с частных лиц, прокуроры с гораздо большим усердием приступят к выявлению и наказанию оборотней, обличенных властью).